27 мая 2013 г.

Суворов Дмитрий Владимирович,
кандидат культурологии, лауреат премии им. П. П. Бажова

А СУДЬИ КТО ?..


Свершилось то, чего ожидали и опасались многие – Государственная Дума приняла-таки закон об уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих. В высшей степени показательно, что новый закон сразу же, на старте вызвал яростную критику в среде самих законодателей: с резчайшими заявлениями против новой юридической нормы по ТВ выступили столь полярные политики, как Жириновский и Миронов. И это вполне закономерно – поскольку новоиспеченный закон вызывает недоумение, как минимум, по пяти пунктам сразу.

Во-первых, этот закон ничего не говорит об оскорблении чувств неверующих – атеистов и религиозно индифферентных: фактически эти группы населения (отнюдь не маленькие!) юридически поставлены в дискриминирумое положение. Тем самым нарушается Конституция России и фундаментальные принципы функционирования светского государства.

Во-вторых, абсолютно прав Жириновский, когда констатировал: под “оскорблением чувств верующих” можно понимать практически что угодно. Ведь в тексте закона ничего конкретного, строго говоря, не прописано! Если “раскрутить” данную ситуацию до логического завершения, можно сконструировать именно ту ситуацию, о которой я неоднократно писал ранее – данный закон совершенно реально может превратиться в “58-ю статью” нашего времени...

В-третьих, предсказываю: возникающий на наших глазах юридический прецедент непременно станет основой для действий клерикалов не оборонительного, но наступательного характера. Конкретно – для откровенного и грубого вмешательства всевозможных кликушествующих в жизнь светской культуры. Иначе быть не может, учитывая фундаменталистские установки современной РПЦ и, по выражению современного российского философа И. Яковенко, откровенной “мироотречности” российского православия. То, что в церковных и околоцерковных кругах весьма популярна тенденция считать грехом и “бесовщиной” практически все, что существует за дверями храма – ваш слуга покорный наблюдал неоднократно: один раз при мне в данной среде как “бесовню” квалифицировали... гастроли в Екатеринбурге театра “Сатирикон” (!). А, скажем, наличие в репертуаре Академического театра драмы “Мастера и Маргариты” будет воспринято совершенно однозначно... Поэтому – под соусом “оскорбления чувств” – следует ожидать резких клерикальных демаршей в любой “секуляризированной” области, от феноменов художественной культуры до бытовой повседневности. К слову, такое случалось и ранее, и не единожды – достаточно вспомнить, как в свое время владыка Мелхиседек сорвал проект строительства на 11-м километре Московского тракта монументальной композиции Эрнста Неизвестного памяти жертв 1937 года...

В-четвертых, де-факто единственным подразумеваемым объектом приложения принятого закона оказывается исключительно РПЦ – чему недавно было посвящено онлайн-выступление главного омбудсмена РФ Владимира Лукина: последний констатировал тотальное нарушение гарантированного Конституцией права граждан РФ на выбор любой религии. Лукин сообщил: все суды и правозащитные организации России буквально завалены жалобами от католических, протестантских, старообрядческих и мусульманских общин, которые ежедневно подвергаются откровенной и разнузданной дискриминации. Здесь ситуация “оскорблений чувств” – базовая: по данным Лукина, так называемые “малые религиозные общины” (интересно, есть ли такое изумительное определение в Основном Законе?) поставлены в ситуацию информационного вакуума, им отказывают в праве содержать культовые здания (и грубо выгоняют из уже имеющихся!), их постоянно подвергают грубым и унизительным “проверкам на экстремизм”. Как сообщает Лукин, постоянной практикой стали варварские и циничные налеты полиции на храмы и молельные дома, в ходе которых предметы культа и имущество общин демонстративно расхищается или уничтожается: между прочим, в таких налетах, наряду с полицейскими, массово участвуют представители неких “православных дружин” – и они действуют с особой жестокостью. Во время одного из таких налетов (в Москве) прозвучал лозунг: “Сектантам не место на русской земле!”. Вот это – финальная точка проблемы: фактически мы видим возрождение традиционной советской практики, когда религиозные объединения, не принадлежащие к “официальной” церкви, объявлялись “сектами” и подвергались репрессиям.

Последнее, и самое пикантное. Главным инициатором пресловутого “оскорбления религиозных чувств” на сегодняшний день является... сама РПЦ. Причем там подобное – не эксцесс, а повседневность. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно заглянуть в книжную лавку любого храма Екатеринбургской епархии и посмотреть на предлагаемую печатную продукцию. Антикатолическая и антипротестантская пропаганда (причем крайне некорректная) – не только норма, но и одобренная свыше практика: авторство самых резких “опусов” – у людей, облаченных весьма высокими санами. Практически в любом храме продаются брошюры покойного о. Даниила Сысоева, полные оскорбительных выпадов и откровенной клеветы в адрес ислама. Спору нет, о покойниках плохо говорить не принято (отец Даниил был убит исламистскими экстремистами), но это все же не оправдывает его писания... Что же касается иудаизма, то тут можно особо не распространяться: откровенный, типично средневековый антисемитизм является в интересующей нас литературе натуральным рефреном. Стоит ли удивляться тому, что две недели назад я лично наблюдал, как казачий функционер на публичном мероприятии открытым текстом громогласно призывал собравшихся к “священной борьбе с грязной жидовней” (это дословно)...

Так что впору задать “грибоедовский” вопрос: “А судьи кто?”... И получить ответ там же, в знаменитом монологе Чацкого: “Вот уважать кого должны мы на безлюдье, вот наши строгие ценители и судьи!”.