28 августа 2013 г.

Суворов Дмитрий Владимирович,
кандидат культурологии, лауреат премии им. П. П. Бажова

“ГОЛУБАЯ ЛУНА” И РОССИЙСКИЕ ТРАДИЦИИ


Недавнее нашумевшее выступление Елены Исинбаевой в защиту известного Закона о запрете пропаганды гомосексуализма (в контексте грядущей сочинской Олимпиады) уже вызвало в мире бурные эмоции: зарубежная пресса восприняла этот демарш как подтверждение гомофобного курса РФ. Учитывая, что данная эскапада ни в коем случае не может быть “самодеятельностью” Е. Исинбаевой – создается впечатление, что официоз просто взял курс на срыв Олимпиады: профану понятно, что “Запад” в этом вопросе на уступки не пойдет, для них это слишком принципиально. Учитывая же международный характер предстоящего мероприятия, все равно придется считаться с ненавистными для “патриотов” общечеловеческими ценностями – иначе не стоило все и затевать… Уже не говоря о том, что бойкот Олимпиады, если он состоится, помимо всех прочих катастрофических последствий, вызовет крайне нежелательные для России ассоциации – с событиями 1980 года и особенно с тем, что за ними последовало…

Но главное – в том, что Е. Исинбаева в своей апологии происходящего ссылается на “традиционные ценности” и “исторические традиции” нашей страны: в ее редакции, все, что связано с гомосексуализмом – совершенно чуждо самой русской сути… А так ли сие? Предложенный вывод страдает историко-культурологической некорректностью, и мы сейчас в этом убедимся.

Насчет нравов “плебса” (в частности, крестьянства) в “традиционной” России – отсылаю читателя к потрясающей и великолепной книге крупнейшего российского ученого Игоря Кона “Сексуальная культура России: клубничка на березе” (кстати, текст спокойно выложен в Интернете). Советую прочитать всем, кто идеализирует “патриархальные нравы” дореволюционной России – только обязательно запаситесь валидолом: это – книга-шокинг. Гомосексуальным отношениям в мещанско-городской среде посвящены и многие поэтические страницы творчества скандального гения нашей словесности Ивана Баркова (ученика Ломоносова), и нашумевшая “самиздатовская” анонимная поэма “Пров Фомич” (написанная уже в пореформенную эпоху). Кстати, в последней трети XIX века в обеих столицах официально функционировали однополые бордели… В среде императорской гвардии, по словам Э. Радзинского, “замкнутое мужское братство порождало педерастию и пьянство”: к слову, геями были многие декабристы (есть документальные свидетельства). Это же было характерно и для юнкерских училищ (данному пикантному моменту посвящены ранние юношеские поэмы Лермонтова), и для многих привилегированных элитных учебных заведений (“греческими нравами”, как это тогда называлось, славилось, к примеру, прославленное Училище правоведения). О князьях и боярах с нетрадиционной ориентацией имеются сведения, как минимум, с ордынской эпохи – сомневающихся отсылаю к трудам известного писателя и историка-славянофила Дмитрия Балашова (в симпатиях к Западу не замеченного). Бисексуальностью грешили два российских царя, и каких – Иван Грозный и Петр Великий (а лесбиянкой была Анна Леопольдовна). Во времена последнего императора гомосексуалистами были представители чуть ли не половины разветвленной семьи Романовых – в том числе известный поэт и государственный деятель Константин Романов, а также дядя Николая II, великий князь Сергей Александрович (муж будущей алапаевской мученицы, великой княгини Елизаветы). Бисексуалом был и член дома Романовых, князь Феликс Юсупов – убийца Распутина: между прочим, среди киллеров Григория Ефимовича (родственников императора) оказалось столько геев, что дочь Распутина Матрена в своих мемуарах назвала историю убийств своего отца “голубым заговором”. Буквально в тех же выражениях современники квалифицировали и интригу против Пушкина, завершившуюся трагической дуэлью на Черной речке – среди врагов (и друзей) поэта царила сплошная “голубизна”. Самый известный и пикантный пример – главный недруг Пушкина, граф С. Уваров: между прочим – министр просвещения Российской империи при Николае I, убежденный консерватор и автор официальной триады “самодержавие, православие, народность” (!). Его неприязнь к Пушкину имела и личное основание – поэт по поводу назначения уваровского любовника Дондукова президентом Академии написал следующую эпиграмму: “В Академии наук заседает князь Дондук. Говорят, не подобает для него такая честь. Отчего ж он заседает? Оттого, что жопа есть”… После всего сказанного уже не смотрится сенсацией нетрадиционная ориентация более половины членов ленинского Совнаркома…

Что же касается сферы культуры, тот тут комментарии не понадобятся: геями были такие гении России, как П. Чайковский, С. Танеев, С Дягилев, М. Кузмин, Н. Клюев, Е. Сомов, Л. Бакст, В. Нижинский, С. Лифарь, Е. Харитонов, Р. Нуреев… Вывод ясен – “голубая луна” светит над Россией так же, как и над любой страной мира: такова жизнь.

А главное здесь – не превращаться в мракобесов, не ударяться в апологию “нового средневековья”. Уважение к меньшинству – закон цивилизованного общества (если это меньшинство – не криминальное). Кстати, эта социокультурная норма – спокойное, толерантное отношение к “другим” (будь то представители религиозной, национальной, субкультурной и даже сексуальной “инаковости”) – было типично и для России начала ХХ столетия: в эпоху Серебряного века приведенные выше факты никого особенно не шокировали, на это смотрели как на неотъемлемый элемент повседневности… Наконец, нелишне напомнить, что в правовом отношении закон, который взялась защищать Е. Исинбаева, неконституционен – ведь в Конституции РФ ничего не сказано о том, что на “голубых” и “розовых” не распространяются все те права и свободы, которые гарантированы (на бумаге) всем гражданам России…