18 мая 2013 г.

Суворов Дмитрий Владимирович,
кандидат культурологии, лауреат премии им. П. П. Бажова

КРОВАВЫЙ ДЕДУШКА ИЛЬИЧ


Как у Сергея Михалкова: “А у нас сегодня гость, а у вас?”... А у нас сегодня – выставка в областной научной библиотеке им. Белинского, посвященная... В. И. Ленину. Сверхзадача – просветительская (как заявлено в аннотации): поправить существующее положение, когда подрастающее поколение зачастую недоуменно пожимает плечами на вопрос, кем же был в нашей истории Ленин... Цель – благородная, никто не спорит; но смущает вот что. Авторы выставки репрезентируют своего героя буквально так: “Ленин, конечно, сегодня – фигура противоречивая, вызывающая споры, но”... и далее идет редакция о Владимире Ильиче как о “крупном государственном и историческом деятеле”, в деятельности которого было “немало позитивного”.

Господа, товарищи и граждане (как писал в таких случаях Солженицын)! Прочитайте – и вдумайтесь! Ленин – “фигура противоречивая”, но “крупный деятель”! Интересно, какая реакция имела бы место, если бы кто-то написал: “Гитлер, конечно – фигура, вызывающая споры, но у него были позитивные моменты: он построил отличные автострады и предложил идею автомобиля “Фольксваген”. Какие страсти бы начались! А ведь мы имеем дело с феноменами совершенно однотипными – и это не чересчур сильно сказано...

...Культ Ленина в позднесоветскую эпоху был раздут до гомерических масштабов. Следы этого массового идиотизма – на каждом шагу: во всех городах РФ (кроме обеих столиц) главные улицы названы именем Ленина (а есть еще и улицы Ильича – в том числе и у нас!), на всех центральных площадях памятники – ему, родимому. На эту тему существовал целый пласт потрясающих анекдотов, типа следующего: в честь 100-летия Ленина выпустили водку “Ильич в разливе”, пудру “Ленинский прах”, духи “Запах Ильича”, мыло “По заветным ленинским местам”, трехспальную кровать “Ленин всегда с нами”... Тем оглушительнее был крах этого культа, наступивший сразу после распада СССР – причем не понадобилось даже специальных компаний по разоблачению вчерашнего кумира. Вот что написал об этом гениальный православный философ о. Георгий Чистяков: “Казалось, еще вчера Горбачев во время поездок по стране всегда и везде благоговейно возлагал цветы к его памятникам и при этом непременно кланялся статуе, словно японская марионетка, а уже сегодня Ленин просто “неизвестно куда диспарился”, как говорила одна старенькая московская француженка, соединяя в одно целое русское “испарился” и французское “disparu”. ... Из Мавзолея Ленина тогда не вынесли лишь по одной причине: начинались реформы, и все были заняты не сведением счетов с минувшим, а новыми идеями и конкретной работой; Ильич никого не интересовал. Подобно Дон Гуану из пушкинского “Каменного гостя”, он просто провалился куда-то в древнюю историю: в самом деле, ведь ни у кого не возникает желания вынести из Архангельского собора останки Ивана Грозного... Оказалось, что Ленин, вопреки Маяковскому действительно умер – как мыслитель, как философ и как теоретик. Оказалось, что в этом качестве он не интересен никому, а как революционер-практик и политический деятель – только специалистам. Деленинизация России была мгновенной и безболезненной. Сегодня его сочинения не читает вообще никто. (Его труды сегодня изучают студенты университетов, в рамках курса истории Отечества – Д. С.). И не спорит с ним никто, ибо спорить не о чем. Поскольку никакого ленинского идейного, философского или любого другого наследия, как оказалось, не существует. Ленин – отвратительный и больной человек, который все время хотел кого-то расстреливать, вешать и топить в крови – оказался абсолютно несостоятелен как мыслитель. Поэтому все, что говорится сегодня о Ленине коммунистами, в итоге всегда сводится к проблеме Мавзолея и сохранения там ленинского тела, которое теперь сравнивают коммунисты с мощами святых, покоящимися в открытых раках. Святых он ненавидел, сам был инициатором вскрытия мощей и требовал, чтобы фильм о вскрытии мощей преподобного Сергия Радонежского поскорее показали по всей Москве, а теперь сам превратился в мощи. Истерика, которую сегодня то и дело поднимают коммунисты вокруг Мавзолея, связана лишь с одним обстоятельством: ничего, кроме этого фетиша, от Ленина не осталось. Если его тело будет удалено с Красной площади, о Ленине вообще забудут самое большее через две недели. Он мгновенно был забыт практически всеми, включая коммунистов, которым сегодня о Ленине нечего сказать”. Точнее не скажешь.

Однако в этой “стихийной”, “естественной” деленинизации – наличествует грозная опасность: опасность исторического беспамятства. Спору нет, отвратителен историко-культурный нигилизм нынешних молодых “Иванов, родства не помнящих” – но еще отвратительней и опасней попытки сыграть на этом беспамятстве для реанимации ленинизма. А такие попытки в последнее время предпринимаются все чаще, и акция в Белинке – из этого ряда. Как результат – по данным социологов, уже 30% современных россиян готовы квалифицировать Ленина как “крупного деятеля”... Причем активизация “культурных реваншистов” вполне своевременна и мотивирована – по причинам, описанным о. Георгием Чистяковым: еще немного – и о “дедушке Ильиче” вообще никто не вспомнит, он никому не будет нужен... Во всяком случае, в гипотетической России с нормальной экономикой и политической системой (золотая мечта идиота!) – точно никто не вспомнит: в нормальных странах экстремисты не в почете...

А чтобы не забывать – к услугам читателя существует такая великая и страшная книга, как “Красный террор в России” замечательного русского историка Сергея Мельгунова. (Эту книгу в Белинке на выставке – не выставляли!). Она посвящена как раз тем нескольким годам (1917-1922 гг.), когда Ильич был у власти. Не буду пересказывать жуткие подробности (желающие прочтут сами – достать книгу сегодня проблемы не составляет), сообщу сразу конечный результат: в “ленинские” годы в России жертвами террора ежегодно становилось порядка 1, 5 миллионов человек. Этот “КПД” гораздо выше, чем в самые кошмарные времена сталинских репрессий! Так что “ученик” здесь даже не превзошел “учителя”... То, что Ленин, опять-таки вспоминая о. Г. Чистякова, был “отвратительный и больной человек, который все время хотел кого-то расстреливать, вешать и топить в крови” – не только лежит на поверхности: это подтверждает и... сам Ильич! Достаточно перечитать 36-й том собрания его сочинений, чтобы понять, насколько о. Георгий был страшно прав; более того – достаточно непредвзятым глазом ознакомиться с ЛЮБЫМИ трудами “вождя”, чтобы вспомнить следующую колоритную историю В 1917 году знаменитого русского философа и экономиста Петра Бернгардовича Струве, лично знавшего Ленина, спросили, не может ли он охарактеризовать “Ильича” в двух словах “А мне именно двух слов и хватит – ответил Струве. – Это думающая гильотина”. Добавить нечего.

Ленин – тип хорошо известного в ХХ веке палача-идеалиста, “интеллигентного” идейного маньяка, могущего быть ценителем бетховенской “Аппасионаты” (как Гитлер – вагнеровского “Кольца нибелунгов”), но при этом бестрепетно отдавать распоряжения о самом свирепейшем геноциде. В этом отношении он – духовный брат бесноватого Адольфа: разница – не в пользу Ленина! Ибо Гитлер обрек на репрессии и смерть примерно 7-8% населения Европы (евреи, цыгане, “левые”, геи, душевнобольные, иеговисты, эсперантисты), причем в основном не “своих” (население Германии даже отдаленно не познало ничего подобного ленинскому “красному террору”!); Ленин же записал в “буржуи” (с однозначными кровавыми последствиями) порядка 94% населения собственной страны...

И насчет скандального сотрудничества с Германией против своей Родины – никаких сенсаций: Ильич сам обо всем откровенно написал в “Письме к американским рабочим”. Прочитайте эту хрестоматийную (для советских времен) работу: там Ленин в открытую декларирует готовность вступить в союз “хоть с самим сатаной” (цитирую!) ради сиюминутного результата. Опять-таки никаких сенсаций: “вождь” считал своим духовным отцом известного революционера-экстремиста Нечаева – а тот декламировал полную аморальность и полный разрыв с нормами общечеловеческой морали ради победы “своего дела”...

Да и с “прагматической” точки зрения – Ленин проигрывает даже Гитлеру: тот, как это ни парадоксально, действительно настроил автострады и подал идею “Фольксвагена”! У Ленина не наскребается даже и этого: у него в активе – говоря словами В. Высоцкого, только “воронье и гробы”. Даже пойдя на введение НЭПа (выживания для), уже на грани смертного одра, “дедушка Ильич”, как мантру, повторял: “Мы еще вернемся к террору”. (И ведь вернулись – при верном ученике!). Эти слова надо выбить на всех монументах Ильичу – ибо это и есть его истинное завещание. И вот ЭТО – забывать действительно нельзя; и вот об ЭТОМ – нужно думать при организации “культурных мероприятий”.