10 марта 2013 г.

Суворов Дмитрий Владимирович

"ПРОФЕССОР ВЫБЕГАЛЛО", ИЛИ ЛИТЕРАТУРА ОПАСНА ДЛЯ РОССИИ


Внимание! Дословный текст из "всемирной паутины": "Министр культуры РФ Владимир Мединский предложил разработать новую концепцию школьного курса литературы, которая призвана сделать детей патриотами (sic! – Д. С.), помочь правильно понять "опасные" для них произведения, а некоторые книги и вовсе изъять из школьного курса. Как рассказал "Известиям" Павел Пожигайло – председатель комиссии Общественной палаты по сохранению историко-культурного наследия (запомните название этого учреждения! – Д. С.), которая разрабатывает документ по просьбе министра, концепция будет "ориентировать учителей на воспитание в детях через литературные образы гордости за нашу многонациональную страну, глубокого и спокойного (! – Д. С.) патриотизма, уважения к различным культурам, на формирование в учениках ценностей крепкой традиционной семьи". Как сообщают "Известия", замминистра культуры Григорий Ивлев подтвердил поручение, данное Общественной палате.
 Словеса, как всегда в России – прекрасные, а вот что за ними "вытанцовывается".  Опять – "прямое включение": "Все произведения, не совсем подходящие для выполнения этой "миссии", будут поставлены под специальный контроль государства. По замыслу Общественной палаты, для этих целей выпустят специальную методичку для учителей, в которой будет подробно разъяснено, что можно, а что нельзя говорить о неоднозначных произведениях". Это мы уже в свое время проходили – в советские годы: единомыслие во благо народа (читай – государства и власти)...

Но, как говорят англичане, "дьявол – в деталях". "Их есть у меня": по замыслу г-на Пожигайло, среди "неоднозначных" произведений классической русской литературы – "Гроза" А. Н. Островского, гражданская лирика Н. Некрасова, "Ревизор" Н. Гоголя, сказки М. Салтыкова-Щедрина, статьи В. Белинского, "Отцы и дети" И. Тургенева и (естественно!) "Мастер и Маргарита" М. Булгакова. Эти произведения, по буквальным словам упомянутого функционера, "могут быть опасными для России". Россияне! Внемлите! Русская классическая литература, оказывается – ОПАСНА ДЛЯ РОССИИ!

Как говорится, "никогда не говори "никогда". Уж на что наша "госдура" (как назвал ее Познер) преподносила нам запредельные по кретинизму проекты – оказывается, это были еще "цветочки". А "ягодки" только начинаются...

 Кстати, совсем интересно то, как конкретно (методически) г-н Пожигайло видит будущее преподавания литературы в российских школах. Сказки Щедрина необходимо исключить из изучения как "антигосударственные". "Грозу" Островского предполагается подавать как печальный пример "пагубной страсти", противопоставляя ему... "Евгений Онегин": конкретно – образ Татьяны как образец "мудрого воздержания" (это – дословная цитата!). "Ревизор" Гоголя, по г-ну Пожигайло – это не сатира на российское чиновничество, а... притча об антихристе (имеется в виду Хлестаков): вообще председатель комиссии Общественной палаты по сохранению историко-культурного наследия особо настаивает на выдерживании тенденции "сугубо православной трактовки" данного произведения и вообще всего отечественного литературного наследия. Ну, а с булгаковским шедевром и так все ясно, можно не распространяться – "сатанизм"! В общем, все точно по строкам "Горя от ума": "Я вас обрадую: всеобщая молва, что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий; там будут лишь учить по-нашему: раз, два; а книги сохранят так, для больших оказий".

 Как говорится, приехали... Не случайно в блогах г-на Пожигайло, обыгрывая его фамилию, сразу же окрестили "профессор Выбегалло" – памятуя о знаменитом гротескном персонаже из повести братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу"... А если серьезно – нам готовят "прожект" воистину страшный, чреватый реставрацией тоталитарных практик. Не случайно современный классик российской литературы Владимир Сорокин уже охарактеризовал описанные планы как "проект превращения россиян в нацию верноподданных".

Вообще-то нечто подобное в России уже было – и я имею в виду не только советскую действительность (с ней все ясно, можно не тратить время на повторы!). Я имею в виду историю, произошедшую в последнее десятилетие правления Александра I: тогда, с подачи императора, началась очень похожая по духу реконструкция системы образования, которую курировали два правительственных чиновника – Магницкий и Рунич. Их имена и деятельность вошли и в историю, и в анекдоты – настолько одиозным было все происходящее (причем также во имя "православности" и "сохранения устоев"!). В вузах вводились монастырские уставы, не сдавшие сессию студенты объявлялись "грешниками" (и подвергались церковным покаяниям), учащихся строем водили на исповедь; из программ изгонялся всякий светский уклон, профессоров-вольнодумцев безжалостно вышвыривали из университетов. Магницкий и Рунич вводили совершенно запредельные по идиотизму требования: так, на уроках математики требовалось с помощью таблицы умножения доказывать... Закон Божий (!!!), а на уроках биологии – обосновывать, "как от одной пары людей, Адама и Евы, весь род человеческий размножился" (это – цитата!). Рунич, кроме того, по всем православным канонам, с отпеванием и надгробным словом, похоронил... анатомический кабинет Казанского университета (!!!). Все без исключения классические русские историки оценили все описанное совершенно адекватно – как пир безумия; а видный историк Серебряного века, великий князь Александр Михайлович (член дома Романовых, впоследствии расстрелянный большевиками) без обиняков квалифицировал происходящее как результат натуральной шизофрении батюшки Александра Благословенного... 

 А если вдуматься: может ли быть классическая русская литература опасной для России? Самое поразительное – да! Но только для КАКОЙ России? И вот здесь содержится ответ на все возникающие вопросы. "Горе от ума" – опасно для России фамусовых и скалозубов. "Ревизор" – опасен для России городничих и ляпкин-тяпкиных. Сказки Щедрина – опасны для России двух генералов, которых должен прокормить один мужик. "Мастер и Маргарита – опасна для России берлиозов и латунских. А Лев Толстой не только своими творениями, но даже и свои физическим существованием опасен для России клерикалови мракобесов... Но и шире: русская и мировая литература, и культура вообще – смертельно опасна для адептов несвободы и бесконтрольного государственного произвола! Наиболее честно этот страх авторитаров перед миром духа выразил доктор Геббельс – в своей печально знаменитой речи: "Когда я слышу слово "культура", моя рука тянется к пистолету"...

...А у меня есть встречное предложение к профессору Выбегалло (пардон, Пожигайло): не мелочиться, а последовать совету Фамусова: "Уж коли зло пресечь – собрать бы книги все да сжечь". Или встать на точку зрения весьма почитаемого современными клерикальными "ультра" господина Победоносцева – того самого, который, по стихам А. Блока, "над Россией простер совиные крыла": "Образование вообще не нужно и даже вредно – лучше, чтобы народ ничего не знал и слепо верил". Кстати, для справки: господин Победоносцев здесь не оригинален – он просто цитирует выступление архиепископа Лондонского на Констанцском соборе 1414 года. То есть – в средневековье, вперед и с песнями! Если еще точнее – то с песней Игоря Талькова: "А вокруг, как на парад, вся страна шагает в ад широкой поступью"...

 

й поступью"...