Суворов Дмитрий Владимирович

кандидат культурологии, лауреат премии им. Бажова

ШАРМ ЗАПАДА


Самые яркие телевпечатления начала февраля можно определить как “Шарм Запада”. Потому что “гвоздем программы” в данном случае стала трансляция нескольких снятых “маде ин там” кинолент, воплотивших в себе самые лучшие, самые эстетически качественные феномены западного кинематографа. Причем – в этом специфика увиденного – продемонстрированные ленты разножанровы, принадлежат к различным сферам европейского и американского киноискусства, сканируют в амплитуде от “картин для семейного просмотра” до фильмов, помечаемых отметкой “детям до шестнадцати”. Неизменным остается только высочайшая планка художественного качества и особый эстетический “аромат западности”, обаяние той самой великой культуры, которая зачаровывала еще Петра I...

Первый в этом списке – фильм “Друиды” (2001 г., режиссер – Жак Дорфманн, Франция – Бельгия – Канада). Великолепная историческая лента, посвященная Галльской войне Юлия Цезаря, его полководческому и психологическому поединку с грозным и рыцарственным Верцингеториксом, королем арвернов. Этому захватывающему эпизоду европейской истории было уже посвящено немало кинолент, однако картина Ж. Дорфманна выделяется на этом фоне не только великолепной зрелищностью, современным уровнем спецэффектов, прекрасной операторской работой и первоклассными актерскими работами (Цезаря играет блистательный австрийский актер Клаус Мария Брандауэр, Верцингеторикса – звезда Голливуда Кристофер Ламберт). Здесь самое интересное – концептуальность ленты. Обычно создатели исторических боевиков прибегают к “черно-белой” образной дуальности, противопоставляя безупречных героев откровенным злодеям или карикатурным монстрам: здесь этого нет. Оба антагониста – и Цезарь, и Верцингеторикс – предстают на экране персонажами выдающимися, сложными, неоднозначными и очень запоминающимися. За такой своеобразной позицией авторов ленты – не только школа современного серьезного искусства (не приемлющего примитивной плакатности), но и глубокое постижение исторической коллизии. Ведь при ближайшем рассмотрении перипетий Галльской войны выясняется истина, хорошо известная еще классическим историкам: и за Римом, и за сражающейся Галлией была определенная историческая истина! Если Цезарь олицетворяет собой мощь и культурное обаяние Рима, то мир, который отстаивает Верцингеторикс, по словам немецкого историка Т. Моммзена, “был гораздо ближе к средневековью, чем к древности”. То есть героический арвернский король – трагический предтеча рыцарской Европы, которая внесла не меньший вклад в формирование современного западного мира, нежели греко-римское наследие... И схватка Цезаря с Верцингеториксом – это не война цивилизации с варварством, а драматическая дуэль двух равноценных цивилизаций, одной из которых суждено пасть, чтобы через столетия восторжествовать на руинах своего победителя...

Вторая лента-шедевр – “Патриот” (2000 г., Германия – США, режиссер – Роланд Эммерих). Картина на тему Американской революции (известной у нас как Война на независимость) – и, как и предыдущая лента, резко выделяющаяся на фоне многочисленных (и весьма качественных) картин, снятых Голливудом на данную тему. Прежде всего, это фильм – очень жесткий, беспощадный, “безнаркозный”, снятый совершенно не в стиле приключенческого боевика: события Американской революции предстают здесь как кровоточащая историческая трагедия, где рождение молодой нации оплачивается тяжелой и страшной ценой. (Факт на заметку: прославленный голливудский артист Харрисон Форд отказался сниматься в этом фильме, поскольку счел его слишком жестоким!). При этом – чисто художественно “Патриот” снят на очень высоком профессиональном уровне: планка качества выдерживается и на макроуровне (особенно в батальных сценах), и в плане индивидуальной образности – прежде всего посредством великолепного артистического квартета в составе Мел Гибсон (Бен Мартин), Хит Леджер (Гэбриэл), Джоэль Ричардсон (Шарлотта) и Джейсон Айзекс (полковник Тавингтон).

События Американской революции поданы в фильме фактологически достоверно (трагическая для американцев неудача в Кэмденской битве, партизанская борьба в болотах Северной Каролины, сожжение англичанами населения городка Воско-Крик, историческая победа сил независимости под Каупенс, финальная капитуляция англичан в Йорктауне). В то же время образы ленты – собирательные: так прообразом полковника Бервелла стал национальный герой США генерал Генри Ли, зловещий кровавый палач Тавингтон списан с реального британского карателя Баннистера Тарлтона (“кровавого Тарлтона”); что же касается главного героя Бена Мартина, то в его экранной судьбе собраны реальные судьбы трех легендарных партизанских командиров Юга – Томаса Самтера, Фрэнсиса Мориона и Эндрю Пикенса. Такой подход авторов ленты к историческому материалу позволяют совместить две сложные задачи – сохранить дух исторической коллизии и одновременно донести до зрителя заложенные в концепцию картины некие актуализированные этические идеи. И это создателям “Патриота” удалось с блеском.

Третья в списке – легендарная, всемирно известная, не требующая никаких комментариев великая и скандальная лента Пола Верхувена “Основной инстинкт”. Это картина, входящая в число рекордсменов по экранной популярности – за счет невероятно смелого, даже провокационного сюжета (Верхувен, как известно – мастер эстетических провокаций). Но стоит отметить следующее: за шокирующим сюжетом, за невероятной даже для Голливуда смелостью и раскованностью эротических сцен – “Основной инстинкт” скрывает очень глубокую философско-психологическую концепцию. Этот фильм –почти “рентгеновское” по беспощадной обнаженности исследование темных глубин человеческого подсознания. Три главных героя – Ник (Майкл Дуглас), Кэтрин Трамелл (Шэрон Стоун) и Элизабет Гарнер (Джинн Трипплхорн) – оказываются завязанными в сложнейший узел человеческих и эротических отношений, где каждый является для другого любимым и врагом одновременно (и каждый при этом сражается с собственными демонами подсознания). Сам Пол Верхувен вспоминал: “Шэрон обладает опасным качеством: она может стать иной в считанные доли секунды. Мгновение – и любящее существо превращается в демона... В моей душе происходила т же битва, что и в герое: я ее любил и ненавидел одновременно... Поэтому фильм получился таким сильным – в нем остался привкус того поединка”.

И, наконец – британский сериал 2004 года “Мисс Марпл Агаты Кристи” (режиссер – Энди Уилсон, в главной роли – Джеральдин Макъюэн). Этот сериал можно смотреть БЕСКОНЕЧНО. Надо сказать, что лентам Э. Уилсона (созданных, кстати, по авторскому сценарию самой А. Кристи) свойственно поразительное качество, вообще присущее англосаксонскому детективному кинематографу – фильмы в жанре детектива (то есть, где, по определению сюжетно присутствуют убийства!) смотрятся совершенно без психологического напряжения, без какой бы то ни было экранной агрессии (которая имманентно присуща, например, российским детективам), можно сказать – комфортно (как это ни парадоксально звучит!). Стильные, красивые, интеллигентные экранизации... Причина этого в том, что эти ленты – истинно английские, причем не только сюжетно: дух доброй старой Англии буквально реет над картинами во всем – в видеоряде, саундтреке, особой культуре языка, поведения, манеры двигаться... Здесь все – порождение неповторимой ауры Британии (и преступления тоже – как и искусство их раскрытия). И еще: сериал Уилсона есть настоящий пир Его Величества Интеллекта – что и составляет самую сердцевину художественного метода Агаты Кристи. Именно этот момент позволяет найти ключ к разгадке “феномена мисс Марпл”: сам факт преступления остается как бы “за эмоциональным кадром”, на переднем плане – вековая культура, освященные столетиями традиции, отшлифованная веками цивилизация (и всемогущий, острый, истинно британский ум маленькой старой женщины). Истинный шарм Запада...

 

ный шарм Запада...