Суворов Дмитрий Владимирович

ЧТО ЕВРОПЕЙЦЫ ПОНИМАЮТ В РОССИИ


Россию в первые месяцы нового 2013 года захлестывают совсем экзотические страсти. Не успели мы все отойти от шокирующей истории с переходом Жерара Депардье в российское подданство – как на наши головы обрушилось известие о скандальном ультиматуме Бриджит Бардо: не откажитесь от усыпления двух больных слонов в Лионском зоопарке – непременно откажусь от французского гражданства и уеду в Россию! (И ведь подействовало – слонов пощадили! Так и подмывает процитировать Высоцкого: "Им кровушки надо – они по запарке замучили, гады, слона в зоопарке!"). Как сказано у Солженицына, "понравилось, запомнилось" – и вот уже Нижний Тагил приглашает к себе на постоянное жительство Адриано Челентано (наверное, непременно с квартирой в Тагилстрое или Техпоселке – самых загаженных, самых экологически невозможных районах того самого уральского города, где люди задыхаются от свежего воздуха, уже не могут жить в нормальной экологии!). А в это время театр абсурда продолжается: Депардье получает квартиру в Чечне и прописку в Саранске – после чего в блогах артиста стали называть "мордвином французского происхождения". И, в довершении аттракциона – в Ижевске великому Жерару присвоили звание "почетного гражданина Удмуртии": теперь он еще и "почетный удмурт"...

Если честно, то это – почти полная материализация известного советского анекдота из "чукотской" серии. Приходит чукча в академию наук и говорит: "Все нации есть академика, чукча нет академика, хочу быть академика!". Собрались светочи науки, подумали – и решили: давайте сделаем его почетным академиком, ни к чему не обязывает... Сообщили об этом чукче – а тот обрадовался: "Хорошо! Будем по четным академика, по нечетным рыбка ловить"...

Зачем все это нужно российскому официозу – объяснять не надо. Если бы такого потрясающего "цирка" не случилось, его надо было бы выдумать: лучшего шоу для отвлечения внимания народа от насущных социальных и экономических нужд не придумаешь, даже если очень сильно напрячься... Да и пиар истэблишменту потрясающая – со стороны таких "рекламных агентов" (и весьма своевременная реклама, что показательно – случайно таких совпадений не бывает!). Кстати, это ни что иное, как своеобразный возврат к идеологической практике раннесоветской эпохи: тогда очень любили обхаживать отдельных наивных представителей западной культуры, чтобы потом представить их отзывы как торжество своей идейной платформы и свидетельство собственной респектабельности...

А вот что стоит за поведением европейских звезд, типа Депардье или Бардо? Тут, как представляется, срабатывают сразу несколько факторов, причем в достаточно своеобразном сочетании последних.

С одной стороны, не надо сбрасывать со счетов стандартное стремление деятелей западной культуры к эпатажу – ставшее едва ли не традицией с начала ХХ века. Примеры тысячекратны – от скандальных эскапад французских "проклятых поэтов" (особенно А. Рембо и П. Верлена) до недавнего хорошо продуманного пассажа великого датского кинорежиссера Ларса фон Триера в Каннах о том, что ему хотелось бы оказаться большевиком или нацистом... Для некоторых "великих" "маде ин там" эстетизированное хулиганство становилось буквально второй натурой – например, для Сальвадора Дали: общеизвестен эпизод, когда величайший испанский художник-сюрреалист бегал голышом с саблей вокруг композитора Арама Хачатуряна, по музыку "Танца с саблями" последнего... В ряде же конкретных художественных направлений искусства ХХ века – например, в футуризме или дадаизме – эпатаж просто входил в художественный инструментарий стиля. Если вспомнить творческую биографию Ж. Депардье и Б. Бардо, то там эпатажных эпизодов – более чем предостаточно: вспомним хотя бы изобретенную французской кинозвездой "бардотку" (бюстгальтер с дырочками, обнажающий соски) или же потрясшую кинематограф роль Депардье в легендарных "Вальсирующих" Бертрана Блие, где актер выступал с сногсшибательных, нокаутирующих сексуальных сценах... Так что обе французские кинозвезды вполне могли устроить весь этот эксцентрический спектакль как хорошо продуманную театрализованную постановку в скоморошьем стиле (точнее – в "жонглерском", ибо европейским аналогом скоморохов были как раз средневековые "жонглеры"). Тем более что оба – и Жерар, и Бриджит – уже немолоды: в таком положении хорошо разрекламированный скандал является прекрасным поводом вернуть к себе внимание...

С другой стороны – не исключено, что дело для России обстоит даже еще более скверно: вполне может быть, что европейцы просто насмехаются над нами! В самом деле: почему бы не разыграть на глазах у всего мира "экшн" на тему "Явление европейца варварам"? Тем более что российские власти с упоением подыгрывают заморским визитерам именно в таковой постыдной стилистике: все эти "почетные мордвины, удмурты и чеченцы" выглядят буквально так, как выглядело бы присвоение европейскому путешественнику титула почетного шамана Маниту племени черноногих или Великого Небесного Бегемота (не подумайте, что это издевка – был именно такой монархический титул у зулусов в Южной Африке!). Причем за этим не стоит абсолютно никакой "русофобии": западные деятели культуры совершенно реально привыкли пользоваться совершенно реальной демократией, привыкли пользоваться высокой степенью свободы самовыражения – и вдобавок не испытывают никакой традиционной для России холопской почтительности перед власть предержащими. Почему бы не подразнить правителей (и своих, и наших!), почему бы не сыграть в увлекательную корриду с сильными мира сего – причем в ситуации, когда им лично это ничем не грозит: слишком знамениты в мире "шалуны"!

Но есть и менее приятный аспект всего происшедшего. Суть в том, что западные деятели культуры (и люди Запада в целом) на протяжении чуть ли всего ХХ века демонстрировали и демонстрируют поразительное непонимание того, что реально происходит в России. Это касается даже не только социальных, но чуть и не и природных специфик – например, что такое "русская зима", любой "западник" может рассуждать с придыханием, но никогда не поймет, как это выглядит на деле. Примерно так, как никакой землянин не может прочувствовать на своей коже, что такое температура на Венере – равная температуре доменной печи... Есть потрясающий эпизод Второй мировой войны: летом 1945 года англичане выдавали Сталину казаков, воевавших на стороне Третьего рейха (вместе с семьями, на верную расправу). Один казак в отчаянии закричал английскому офицеру: "Почему вы выдаете нас этом убийце?". Британец спокойно ответил: "Ну, если он вам не нравится – выберите себе другого". Сын туманного Альбиона, конечно, теоретически понимал, что может быть страна без свободы, с режимом тирании; но применить это к себе и сейчас он был не в состоянии – ведь в его родной Великобритании демократия существует без перерыва с 1688 года... Поэтому представить ситуацию, что население просто лишено возможности переизбрать главу государства – для того англичанина было выше его мыслительных возможностей.

Именно поэтому – люди Запада сплошь и рядом с поразительной легкостью попадали и попадают в заботливо расставленные капканы тоталитарных идеологий. Достаточно вспомнить, как ужасающе легко "сглотнули наживку" в сталинском СССР Л. Фейхтвангер или Б. Брехт, как поддавались ядовитому очарованию ультралевых идей корифеи латиноамериканской литературы, как с энтузиазмом согласился участвовать даже в оплаченных Сталиным террористических акциях великий Д. Сикейрос... А. Солженицын с горечью писал о приезжавших на стройки ГУЛАГа американских журналистах, которые, по словам писателя, "нанесли огромный вред, потому что стремились блеснуть эрудицией по поводу того, в чем ничего не поняли". Вполне может быть, что и нынешние потенциальные и реальные гастролеры из прекрасной Франции наступили на те же грабли – за чистую монету приняли официозный агитпроп, не разглядели лживости псевдодемократической риторики. Тем самым став участниками постыдного и жалкого спектакля...

И забыли предостережение своего соотечественника – мудрого и язвительного маркиза де Кюстина, побывавшего в нашей стране еще в николаевскую эпоху и написавшего: "Когда ваши дети вздумают роптать на Францию, скажите им: поезжайте в Россию! Это путешествие полезно для любого европейца... Всегда полезно знать, что существует на свете государство, в котором немыслимо счастье, ибо по самой своей природе человек не может быть счастлив без свободы". Даже если сделать поправку на историческую обусловленность этих горьких строк временем их написания – все равно не стоит забывать сказанное, ибо в нашей стране прошлое имеет свойство реанимироваться и хватать настоящее.

 

и хватать настоящее.