16 июля 2013 г.

Суворов Дмитрий Владимирович,
кандидат культурологии, лауреат премии им. П. П. Бажова

ЦАРСКИЕ ДНИ: PRO E CONTRA


“Pro e contra” – в переводе с латыни означает “за и против”. Именно такая антитеза остается в душе после соприкосновения с культурной программой “Царские дни”. Это мероприятие для Екатеринбурга в июльские дни уже стало ежегодным и традиционным; в этом же году оно проходит особенно масштабно – ведь нынешний год является юбилейным, в 2013 году Россия отмечает 400-летие дома Романовых. Именно поэтому все достоинства и недостатки “Царских дней” ныне смотрятся предельно выпукло.

Достоинств у нынешнего празднования – немало. Во-первых, именно на июль падает проведение в ДИВСе также ставшей традиционной для нашего города православной выставки: в этом году она проходит под лозунгом “От покаяния к воскресению России”. Сама организация выставки в этом году выгодно отличается от предыдущих лет – в частности, религиозные и торгово-коммерческие мероприятия в ее рамках разведены по разным помещениям (и это глубоко правильно!). Во-вторых, есть интересные страницы в концертной программе “Дней”: таковы концерты колокольных звонов у Храма на Крови; литературно-драматическая композиция “И жизнь, и слезы, и любовь” по письмам Императора и Императрицы, поставленная “Лабораторией драматического искусства им. М. Чехова”; музыкальная ретроспектива “Из сокровищницы русской оперы” (исполнители – заслуженная артистка РФ Ирина Наумова и лауреаты международных конкурсов Павел Зверев и Владислав Чепинога). В-третьих, много интересного представляет и интеллектуальная часть празднества: здесь центром притяжения стали “Царские встречи” с Ольгой Николаевной Куликовской-Романовой – писательницей и общественным деятелем, вдовой Тихона Куликовского-Романова (племянника последнего царя), а также научные выступления ряда ученых из России и стран ближнего зарубежья (например, историка из Риги Гинтса Скутанса). Настоящая жемчужина “Царских дней” – выставка в Патриаршем подворье и в Краеведческом музее акварелей великой княгини Ольги Александровны, сестры Государя-мученика.

Это все – “рro”, а вот “contra”. Прежде всего – к сожалению, все-таки и нынешнее празднование не избежало оттенка легкой архаики и слащавой идеализации династии в целом и последнего ее представителя в особенности. Конечно, специфика мероприятия диктует стилистику: “у юбиляра – юбилей, на юбиляра льют елей”... И все-таки – даже в рамках “юбилейности” вполне можно было позволить себе более многогранную и “разноцветную” тональность разговора о Романовых: все-таки это – 300 лет российской истории, где были взлеты и падения, победы и поражения, реформы и застои; эти три века при самом благожелательном подходе не могут быть описаны исключительно благостной интонацией... Здесь негативную роль играет то, что романовское торжество полностью и безоговорочно “приватизировано” церковным началом (тематические светские мероприятия в филармонии и музеях города даже не упомянуты в печатном анонсе празднеств) – отсюда и атмосфера происходящего. Вряд ли необходимо – даже принимая во внимание эстетику юбилея – до такой степени подменять реальную историю красивой, но примитивизированной мифологией...

Затем. Ну никак православная выставка в ДИВСе не может обойтись без печально известного издательства “Благословение”, без печатной пропаганды антилиберализма и ксенофобии, без грубых выпадов в адрес других религий (в одной брошюре католичество приравнено к... ваххабизму!), без конспирологической паранойи О. Платонова и антисемитской истерии Татьяны Грачевой, без запредельного по шизофреничности видеофильма о “плане Аллена Даллеса по разрушению России”... Сказано в Евангелии: “Бог есть Любовь” – какое отношение к Богу Любви имеет весь этот пароксизм ненависти?

Наконец, самое главное. Концептуально – во всех мероприятиях “Царских дней” четко просматривается лукавая идейная установка: отождествление позитивного прошлого России с монархией. Это наиболее четко бросается в глаза при наблюдении небезынтересной рекламной акции, организованной к “Царским дням” общественной организацией “Императорский дворцовый фонд”. По городу развешены баннеры с портретами выдающихся деятелей отечественной культуры – Ломоносова, Менделеева, Пушкина, Чайковского, Достоевского, Репина, Льва Толстого – и надписью “Монархист”. Концепт ясен: все “великие” – монархисты... Однако с точки зрения исторических реалий – такая пропагандистская акция крайне уязвима. Ну, к кандидатурам Ломоносова, Достоевского и Чайковского претензий нет – а вот с остальными не все столь элементарно. Пушкин в молодости был яростным антимонархистом и даже призывал в стихах к физическому уничтожению “августейшей фамилии”. Илья Ефимович Репин в картине “Заседание Государственного совета” поставил самый жестокий диагноз российской монархии за всю историю русского искусства. Наконец, со Львом Толстым – комментарии излишни: ультракритическое отношение величайшего русского писателя и мыслителя ко всем официальным учреждениям Российской империи общеизвестно...

Здесь важна именно положенная в основу идея – тем более, что она совершенно прямолинейно проводится и в большинстве интеллектуальных мероприятий празднества: позитивное начало для России есть монархия и только монархия (причем, в подтексте – самодержавная). Но это – натяжка, причем довольно грубая: вся история отечественной культуры и политики этому противоречит. В конце концов, оппозиция монархизму в России имеет столь же солидный “стаж”, как и апология последней... И самое главное: для того, чтобы воздать должное славным свершениям Романовых (абсолютно реальным!), совершенно необязательно применять псевдонаучные манипуляции, подобные вышеописанной! Можно почитать деяния исторических деятелей, не солидаризируясь с конкретной политической платформой (тем более – такой, безусловно, архаичной для XXI века). И еще: при Романовых несколько раз имели место, говоря словами поэта М. Волошина, “взрывы революции в царях” – достаточно вспомнить таких величайших “ниспровергателей традиции”, как Петр I, Екатерина II, Александр II. В силу этого – невозможно говорить о династии, жестко оставаясь в рамках консервативно-охранительной концепции...