5 апреля 2013 г.

Суворов Дмитрий Владимирович

УПОРОТЫЙ ЛИС


У нобелевского лауреата, философа Ильи Рувимовича Пригожина есть следующая максима: малая флуктуация (случайность) на выходе дает бесконечно большую бифуркацию (реальную альтернативу). В переводе на обыденный язык можно перевести так: мизерное происшествие может отражать глобальную проблему. Именно такая ситуация сложилась сейчас вокруг одной конкретной (и, казалось бы, частной) истории, происходящей на наших глазах в Санкт-Петербурге.

Речь идет о британской художнице-таксидермистке Адель Морзе, известной во всем мире, и созданном ею манекене "Упоротый Лис". Согласно существующим договоренностям, именитая англичанка должна была приехать в северную столицу и выставить в одном из питерских музеев свой всемирно прославленный "перформанс". Не тут-то было! В дело вмешался "герой нашего времени – уже неоднократно "гнуснопрославленный" (как говорили герои Аркадия Гайдара) депутат Милонов; тот самый, о котором уже можно сказать словами, сто лет назад произнесенными в адрес германского кайзера Вильгельма – "он хочет быть на всех крестинах младенцем, на каждой свадьбе невестой, на каждых похоронах покойником". Великий российский борец с педерастами теперь обернулся защитником интересов животных – и вот уже он поднимает общественность Питера против зловредной англосаксонской дамы, растлевающей нравственность России зрелищем убиенного лиса... Никакого юмора – в дело уже подключены активисты защиты животных, выступающие сегодня против таксидермизма вообще (скорее всего, следующим шагом станут погром всемирно известного Зоологического музея!). И это притом, что сама Адель Морзе – хорошо известная в западных кругах реальная (не липовая) защитница окружающей среды и животного мира...

Я даже не буду повторяться насчет набившего оскомину утверждения о том, что современной российской власти нечем заняться, и она мается дурью – это уже трюизм, это уже говорят многие деятели культуры в открытую. Я также не буду заострять внимание читателей на катастрофичность того, что происходит на брегах Невы, для отечественной культуры – об этом также сказано все или почти все. Замечу только, что в блогосфере прозвучало вполне обоснованное опасение: скоро зарубежные корифеи культуры и искусства вообще перестанут ездить в Россию – зачем им ЭТА головная боль? Вполне возможно, что именно такой финал и является искомым результатом для господ милоновых и иже с ними – сегодня ряд авторитетных наблюдателей, отечественных и зарубежных, констатирует: "Россия сползает к политике самоизоляции с официально одобренной ксенофобией и мерами по ограждению населения от постороннего влияния" (это – дословно!). И именно такая ситуация прямо на глазах "наливается плотью и кровью" в нашей богоспасаемой стране. Не надо иллюзий: перед нами – тенденция, и "спусковым крючком" может стать даже такая ничтожная "флуктуация", как "Упоротый Лис". С перспективой превращения в "упоротого лиса" практически любого живущего в России.

P.S. Выставка в Питере все же состоялась – и прошла с таким успехом, с таким вниманием общественности и при таком наплыве желающих ее посмотреть, что это привело в транс саму миссис Морзе. Благодарить она за такой триумф должна... господина Милонова персонально. Ибо означенный Милонов – не только мракобес и обскурант, но еще и кретин: он совершенно не силен в психологии и не подозревает о существовании известного "эффекта Брэма", "комплекса запретного плода". Чем больше кричат о недопустимости чего-либо – тем выше мотивация попробовать эту самую "недопустимость". Своими истерическими воплями, своими безумными предложениями "высечь организаторшу выставки" и "затравить Упоротого Лиса собаками" (это – буквально!), великий борец за нравственность с брегов Невы организовал Адель Морзе такую вселенскую рекламу, о какой она не могла и мечтать. И этот гротескный момент наводит на размышления философско-фаталистического характера – что-то в духе знаменитой мусульманской максимы "На все воля Аллаха". Как говорят испанцы: когда судьба дает тебе в морду – ты летишь в нужном направлении...

 

style="margin-top: 70em">