16 июля 2013 г.

Суворов Дмитрий Владимирович,
кандидат культурологии, лауреат премии им. П. П. Бажова

ВЕНСКОЕ ВОЛШЕБСТВО


Завершился Четвертый Венский фестиваль музыкальных фильмов. Окончился еще один чарующий сеанс Венского Волшебства.

Каждый из ежегодных праздников музыки Вены в Екатеринбурге – имеет свои специфические особенности. Нынешний фестиваль не составил исключения – начиная с ослепительного старта в виде “живого звука”, сенсационного концерта хора мальчиков (коллектива, которому почти 600 лет и в котором в свое время пел сам Шуберт!). Были “изюминки” и в репертуаре праздника: так, в этом году не была представлена мультипликация, но зато состоялся настоящий бенефис оперетты. Содержательно же можно выделить три кардинальных пункта, наиболее ярко характеризующих фестиваль 2013 года. Во-первых – невероятная, истинно европейская планка художественного качества. Во-вторых – до ювелирности точная выверенность в показе конкретных жанровых сфер. В-третьих, и это самое интересное – тонкий и своеобразный баланс соотношения традиции и новаторства.

С точки зрения жанрового разграничения – репрезентировались следующие области творчества: концерты, оперетты, балеты, оперы. Концертная часть, в свою очередь, распадается на две сферы: эстрада и классика. Эстрадная составляющая практически не требует комментариев: это звездное выступление в Базеле “сиятельного” Рода Стюарта – и феерическое, незабываемое шоу в легендарном театре “Арена ди Верона” (древнеримский амфитеатр для гладиаторских боев!), на котором блистает постаревший, но по-прежнему неотразимый Адриано Челентано... “Классическая” же часть концертной видеопрограммы – также впечатляюща и неповторима. Это и выступление вельмейстерского певческого трио Анна Нетребко – Йонас Кауфман – Эрвин Шротт в гигантском природном концертном зале “Вальдбюне” (“Зеленая сцена”) в Берлине – огромном парке, где представление длится несколько часов (музыка звучит до глубокой темноты!), и куда зрители приходят, как на пикник, с фастфудом и свечами... Это и вечер молодого китайского пианиста с мировым именем Ланг Ланга – и сольный (где артист эмоционально, мастерски и весьма нестандартно исполняет Первый концерт П. Чайковского), и в дуэте со знаменитым американским джазовым музыкантом Херби Хэнкоком: надо было видеть, как оба пианиста – китаец и негр – “славливали кайф” от совместного музицирования, играя “Голубую рапсодию” Дж. Гершвина!.. Это, наконец, сверкающий всеми красками ежегодный новогодний концерт Венского симфонического оркестра в “Мюзикферайне” австрийской столицы – тот самый, на который бронируются места на 12 лет вперед, и где входной билет стоит 800 евро...

Балет представлен на фестивале двумя спектаклями. В начале – “Алиса в стране чудес” современного британского композитора Джоби Талбота; стильная и художественно изощренная постановка (с использованием компьютерной графики в сценографии!). И – вечный “Щелкунчик”, переливающаяся всеми красками парижская редакция Рудольфа Нуреева; оригинальный, подчас эксцентричный, но гениальный спектакль.

...Ну какая же Вена – без венской оперетты: ведь в ней заключена сама душа города на Дунае! На этот раз уральские зрители увидели два спектакля из репертуара всемирно известного фестиваля в Мербиш-ам-Зее – небольшого городка на озере Балатон, на австрийско-венгерской границе; где постановки совершаются прямо на воде, на специально подготовленной для этого сцене. Две жемчужины австрийского музыкального театра – “Летучая мышь” И. Штрауса и “Веселая вдова” Ф. Легара. Обе – реализованы в классической манере, в лучшем смысле следования традиции. В обеих постановках – оперное качество исполнения, море изящества, изыска и колоритных находок. Чего стоит хотя бы исполнение роли князя Орловского... женщиной (“Летучая мышь”) – в результате создается образ изнеженного, женоподобного, пресыщенного аристократа... А кульминация “Веселой вдовы” – хореографическое шоу “Канкан у Максима”, монументальное и виртуозно исполненное: здесь правит бал эстетика кафе-шантана – головокружительная, раскованная, демонстративно эротичная (у танцовщиц на панталончиках нарисованы мишени!!!). Только так и надо ставить эту сцену – или максимально, или никак...

Но самое запоминающееся – оперная часть фестиваля. Четыре классические оперы – и все они поставлены в экспериментальной, “модернизированной” манере (причем все очень качественно и тактично, нигде не возникает чувство протеста!). Вердиевский “Фальстаф” из Цюриха – действие слегка сдвинуто во времени, женщины одеты в потрясающие сексапильные костюмы, одеяния же мужчин заставляют вспомнить прозу Л. Пиранделло... “Любовный напиток” Г. Доницетти (Баден-Баден) – фейерверк комического, где постановщик и исполнитель главной роли, великий мексиканец Роландо Виллазон реализует действие в антураже... Дикого Запада, с ковбоями и индейцами, используя образы и сценографию голливудской немой ленты 40-х гг. “Дикая девчонка”... “Богема” Дж. Пуччини с подмостков Зальцбургского фестиваля (славящегося своим экспериментаторством), с Анной Нетребко в роли Мими – все подано в атмосфере “молодежной революции” 1968 года, парижский Монмартр окрасился тонами конца ХХ века; здесь в философе Коллене можно узнать Славоя Жижека, в художнике Марселе – Энди Уорхолла, в музыканте Шонаре – Эндрю Ллойда Уэббера... Наконец, еще один шедевр Верди, “Сила судьбы” (Венская Штадтсопера) – образец шокирующего эксперимента, постановка мрачная и бьющая по нервам, решенная в стилистике драматургии Б. Брехта; где романтическая история трагической любви испанской аристократки и гонимого наследника державы инков решена почти в эстетике страшных гравюр Ж. Колло, с виселицами и массовыми кровавыми расправами. Атмосфера войны, бойни, террора, свирепой национальной и расовой неприязни – вот тот мир, в котором героям оперы приходится отстаивать не только право на жизнь и любовь, но и способность остаться людьми...

Но все объединено одним – высочайшим музыкальным профессионализмом (Нина Штемме в “Силе судьбы”, Роландо Виллазон и Миа Перссон в “Любовном напитке”, и “лучший Фальстаф планеты” Амброджио Маэстри, а также израильский мэтр Зубин Мета за дирижерским пультом – это исполнительский Олимп!), роскошным сценическим оформлением, ни на мгновение не теряющей высоты планкой эстетизма. Это – Европа, и это – Вена, музыкальная столица Старого Континента. Новой встречи с этим ликующим миром красоты мы все будем с нетерпением ждать следующим летом.