16 июля 2013 г.

Суворов Дмитрий Владимирович,
кандидат культурологии, лауреат премии им. П. П. Бажова

“ЗДЕСЬ РУССКИЙ ДУХ...”


“Здесь русский дух, здесь Русью пахнет”... Эти, с детства памятные пушкинские строки из “Руслана и Людмилы” могут служить лучшим эпиграфом к серии концертов “Россия великая”, прошедших во 2-й декаде июля в Свердловской государственной филармонии и приуроченных к 400-летию дома Романовых. По сути, это был настоящий мини-фестиваль отечественного музыкального наследия, причем обладающий своеобразной внутренней архитектоникой и выстроенный весьма нестандартно. Четыре творческих вечера – четыре ипостаси русской классической музыки...

Концерт 12 июля, составленный из произведений П. Чайковского и состоявшийся в день святых Петра и Павла, носит оригинальное название – “Петров день: в день ангела Петра Ильича”. Действительно: содержание вечера – это настоящее “музыкальное приношение” Чайковскому. Молодежный оркестр филармонии (дирижер – Энхэ) исполнил два произведения, являющихся в некотором смысле хрестоматийными в наследии величайшего композитора России – Четвертую симфонию и Первый фортепианный концерт. Это – вечная классика в самом полном смысле этого слова; это – как встреча со старыми и давно любимыми друзьями...

Финальное мероприятие фестиваля, имевшее место 14 июля – носило, можно сказать, официальный характер: это естественно, так как именно этот концерт был непосредственно посвящен юбилею династии. Репертуар снова был полностью составлен из сочинений Чайковского, однако – исключая “популярную” сюиту из “Лебединого озера” – все представленные произведения были подобраны по особому критерию: звучали сочинения, написанные “к случаю” и связанные с определенными социально-историческими событиями императорской России. Так, увертюра “1812 год” создана к юбилею победы над Наполеоном, “Славянский марш” – в связи с сербско-турецой войной 1876 года и участием в ней русских добровольцев; кантата “Москва” (на стихи А. Майкова) написана к коронации Александра III. Вряд ли случайно, что все перечисленные произведения Чайковского в советские годы подверглись своего рода “репрессиям”: в кантате “Москва” безобразно коверкался текст (вымарывались все упоминания о царе и Боге), а из “Славянского марша” и увертюры “1812 года” варварски вырезалась звучащая в обоих сочинениях цитата императорского гимна “Боже, царя храни”. Сейчас эти опусы звучат в первоначальном авторском варианте.

Одна из самых интересных страниц фестиваля – концерт “400 лет русской музыки” (13 июля). Концерт по преимуществу хоровой, реализованный силами двух выдающихся коллективов – симфонического хора Свердловской филармонии и детского хора Екатеринбургской митрополии “Октоих”. Вынесенная на суд публики антология отечественной музыкальной культуры действительно впечатляет – от обработок русских народных песен до отрывков из “Александра Невского” С. Прокофьева, от духовной музыки Д. Бортнянского и С. Рахманинова до раритетов из музыкального архива Николая II, от хоровых переложений русской оперной классики до известного финального зонга Г. Гладкова из фильма “Обыкновенное чудо”...

“Гвоздь программы” здесь – участие в концерте Российского рогового оркестра из Санкт-Петербурга (под управлением Сергея Поляничко): это момент, без преувеличения – уникален, поскольку репрезентирует екатеринбургскому слушателю одну из оригинальнейших страниц нашего культурного наследия. Роговые оркестры родились в России в 1751 году, при Елизавете Петровне (создателем был чешский капельмейстер Ян Мареш, служивший у гофмаршала С. Нарышкина); это явление могло существовать и процветать исключительно в условиях крепостного права, и зачахло после отмены последнего. Суть в том, что каждый инструмент может издавать только один звук – следовательно, исполнение любой музыкальной композиции требует чрезвычайной подготовки: в те годы результат достигался неслыханной, жесточайшей муштрой крепостных музыкантов – которые к тому же умирали бувально после 2-3 лет исполнительства из-за “надрыва в груди”, вследствие непосильного расхода воздуха при игре на “рогах”... В то же время такой экзотический вид музицирования был чрезвычайно популярен в той России; впоследствии в 1882 г. данная практика была возрождена “для внутреннего пользования” императорского двора – и окончательно исчезла после 1917 года. Современная модификация – дело рук питерских энтузиастов; она точно воспроизводит технику исполнительства и звучание, но в то же время модифицирует технологию и дизайн инструментов – что делает сам процесс игры гораздо более “щадящим” для здоровья музыкантов...

Но настоящая творческая кульминация “России великой” – это ее старт, концерт 11 июля, “рахманиновский вечер” (исполнители – Уральский академический филармонический оркестр, дирижер – Д. Лисс). Прозвучали два мировых шедевра в наследии С. Рахманинова – Вторая симфония и Четвертый концерт для фортепиано (солист – лауреат международных конкурсов Александр Гиндин). Вторая симфония, написанная композитором в расцвете творческих сил – жемчужина в творчестве мастера, где, как в калейдоскопе, сменяются напряженный драматизм и трагедийность (1-я часть), “пляска смерти” (2-я часть), ликующее чувство победительного потока жизни (финал). Что касается 3-й, медленной части – то это едва ли не самая потрясающая лирическая страница в творчестве Рахманинова, даже на фоне всех остальных гениальных сочинений композитора. Это подлинная поэма о России – вспоминаются бессмертные лермонтовские строки: “Но я люблю – за что, не знаю сам – ее степей холодное молчанье, ее лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее, подобные морям”... А Четвертый концерт, созданный в 1917 году, перед самой вынужденной эмиграцией, доработанный уже за рубежом – музыка, где, говоря словами современника автора, знаменитого композитора А. Скрябина, “предчувствия мрачного ритмы тревожные в мир очарованный грубо врываются”. Это партитура, в которой Рахманинов физически ощущает надвигающуюся на него самого и на его страну катастрофу – и осмысляет грядущий катаклизм как художник...

Такие разные лики России... В этой принципиальной разноликости – самый сильный и самый плодотворный аспект прошедшего фестиваля.