18 сентября 2015 г.

Суворов Дмитрий Владимирович

кандидат культурологии, лауреат премии им. Бажова

В ЧЕСТЬ ТВОРЦА И ВЕТЕРАНА


На прошлой неделе в Доме актера состоялось знаменательное событие: чествование юбилея очень интересного человека – Аркадия Григорьевича Гуревича. В начале сентября ему исполнилось 90 лет.

Жизнь Аркадия Григорьевича – необычайна и “эксклюзивна” даже на фоне той поразительной стилистики, которую в свое время великий полярный исследователь Руал Амундсен назвал “великими делами века”. Начать надо с того, что герой нашего рассказа – ветеран Великой Отечественной войны, полковник в отставке, участник многих кровопролитных сражений тех дней. Аркадий Григорьевич был призван в армию 26 января 1943 года. Вот что рассказывает об этом сам юбиляр: “Прежде, чем меня отправили на фронт, я учился в полку автоматчиков в Московском военном округе. В сентябре 1943 года на Калининском фронте, который впоследствии был переименован в 1-ый Прибалтийский, началась моя боевая жизнь в должности командира пулеметного расчета пехоты. Я был младшим сержантом, первым в траншее с начала января и где-то до середины февраля 1944 года... Где-то в середине февраля прибыл офицер из штаба дивизии, чтобы набирать команду для подготовки радистов. А я перед тем, как попасть на передовую, проходил обучение в Калинине, в отдельном полку связи, в первой тяжелокабельной роте. В общем, офицер этот хотел меня забрать, но командир роты сказал: “Нет, не отдам, потому что он – командир пулеметного расчета. А пулемет для роты – это очень серьезно”. Видимо, доводы представителя штаба дивизии были весомее, поэтому меня все-таки забрали. В группе из 25-30 человек я проходил трехсуточные курсы радистов. По окончании получил новые переносные радиостанции, которые сначала назывались “А-7”, а потом “А-7А”. Их общий вес составлял 22 килограмма, ими вооружались артиллерийские подразделения и части. Мне дали в подчинение одного солдата, с которым мы отправились в 33-ий запасной стрелковый Муромский полк. Затем меня отправили на Калининский фронт, в 61-ий отдельный полк связи. Оттуда перебросили на 3-ий Белорусский фронт, в пятую гвардейскую стрелковую дивизию. В феврале 1944 года я был назначен старшим радистом артиллерийской батареи. В этой должности я воевал до конца. Главная моя задача состояла в том, чтобы обеспечить бесперебойной радиосвязью командира батареи с огневой позиции. Радиосвязь использовалась только в наступательных боях. В оборонительных – нам запрещалось ее применять, потому что немцы могли засечь. Во время оборонительных боев я превращался в обычного связиста: дежурил у телефона, тянул проводную связь. А когда шел обстрел, и связь прерывалась, я ее восстанавливал… Самая известная из битв, где пришлось побывать – операция “Багратион”. Одна из сильнейших, оригинальных, крупных стратегических наступательных операций периода войны. В результате нее была полностью освобождена Белоруссия и часть Литвы. В течение двух месяцев шли наступательные бои, и я постоянно работал на радиостанции. Были случаи, когда я сутками не спал. Буквально 30 минут сидя вздремну, и опять – вперед-вперед-вперед. Если вы спросите, откуда брались силы, я отвечу, что молодой был – в 1944 году мне было полных восемнадцать лет. К тому же, я получил очень серьезную физическую закалку в учебной бригаде. Там нас закаляли беспощадно, если можно так сказать. Вспоминаю, что мы часто бегали форсированным маршем на 40 километров полной выкладкой. При этом в вещмешки накладывали кирпичи, плюс автомат, плюс противогаз, плюс шинель-скатка на себя. Передвигались где-то быстрым шагом, где-то бегом. Затем преодолевали водный рубеж – кто на чем, ни плотов, ни лодок не было. На противоположном берегу стояло стрельбище. Таких маршей во время учебы было несколько. Так что броски на 10 километров казались нам прогулкой. Вот так я закалялся, только благодаря этому и выстоял в многочисленных боях… День победы я встретил старшим радистом батареи артиллерийского полка 5-ой Гвардейской Кротовской трижды орденоносной стрелковой дивизии. Было это в Восточной Пруссии, ныне это Калининградская область. Где-то в самых последних числах апреля 1945 года наша дивизия вышла из боя. Это было на речной косе, которая идет от Кенигсберга в сторону польского города Данцига. По сути, на тот момент война еще не закончилась, но наша дивизия должна была уйти в Прибалтику, где нашими была окружена большая группировка немецко-фашистских войск. Прошел день, два, неделя в ожидании приказа… Восьмого мая ночью нас разбудил дежурный по батарее: “Подъем, братцы, война закончилась!”

Такая вот биография фронтовая… Потом – учеба, работа в свердловском Артиллерийском институте, кандидатская диссертация по истории¸ диплом победителя Лермонтовского литературного конкурса, многолетнее участие в патриотическом воспитании молодежи в ряде школ и гимназий уральской столицы… 90 лет – дата более чем солидная, но и сегодня Аркадий Григорьевич “не сбавляет оборотов”, по-прежнему занимается любимыми делами, полон планов на будущее…

Важная деталь прошедшего празднования: герой нашего сегодняшнего рассказа – белорус. И военная судьба его сложилась так, что ему пришлось участвовать в освобождении Белоруссии от оккупантов в ходе операции “Багратион” – самого грандиозного сухопутного сражения не только за всю Вторую мировую войну, но и за всю военную историю человечества. Этот момент привнес в юбилейный вечер совершенно особую нотку. В числе поздравлявших юбиляра был советник посольства Республики Беларусь в Екатеринбурге, а организатором и распорядителем торжества, наряду с Домом актера, выступила Белорусская национально-культурная автономия “Белорусы Урала – “БЕЛУР”. Роль ведущей вечера непринужденно и очень “креативно” исполняла одна из руководителей автономии, председатель общественной комиссии по патриотическому воспитанию и работе с молодежью Совета СО ветеранов – Янина Ивановна Кадочникова. Белорусская “нотка” вечера проявилась даже в “кулинарном аспекте”: к столу подавали национальное блюдо белорусской кухни – картофельные драники…

Но есть у Аркадия Григорьевича и еще одна страница биографии, без которой портрет юбиляра будет неполным – и она, как представляется, самая интересная. Суть в том, что герой нашего рассказа – еще и поэт и композитор. Стихи Аркадия Григорьевича (изданные несколькими сборниками) тематически несут в себе вполне закономерную сюжетику – воспоминания о войне, личностная рефлексия автора по отношению к обоим своим “биографическим родинам” – Уралу и Беларуси, размышления о непростых сегодняшних политических коллизиях… Музыкально же интересы юбиляра лежат в двух жанровых сферах – песне и опере: у Аркадия Григорьевича в творческом багаже – около 200 песен и две оперы. Здесь правит бал уже исторические пристрастия и интересы автора: в частности, Гуревич – создатель исторический оперы “Екатерина Вторая”. По признанию самого создателя спектакля, на обращение к данной теме его подвиг неподдельный интерес к личности и деятельности Екатерины Великой – самого успешного правителя России за всю историю дома Романовых… Едва ли не центральным событиям вечера стала демонстрация видеозаписи исполнения арии Екатерины в исполнении молодой певицы Анастасии Кубарь и сводного симфонического оркестра (оркестровку сделал друг и коллега юбиляра – уральский композитор Анатолий Павлович Мотов). Дирижировал отрывком ваш слуга покорный: таким образом, мне выпала честь первым представить музыку оперы взыскательным уральским слушателям…