4 мая 2016 г.

Суворов Дмитрий Владимирович

кандидат культурологии, лауреат премии им. Бажова

ИСТОРИЯ, ЛЮБОВЬ, ТВОРЧЕСТВО, ЗАГАДКИ…


Мир многообразен и непредсказуем, и жизнь подобна летящему по ветру легкому перышку: так учил дзэн-буддизм, так писали поэты Страны Восходящего солнца… Какие-то подобные ассоциации возникают при знакомстве с предстоящей теленеделей: очень много векторов содержательности, все они разнонаправлены, общая смысловая линия почти эфемерна… И все-таки – она есть: это – странный, неуловимый сплав Истории, Любви и Творчества. Именно так, вполне по строкам М. Матусовского: “Нет только ненависть одна, но и любовь вела в сраженье”. А где любовь, там и творчество…

Поскольку на предстоящую неделю падает день 9 мая – вполне естественен тематический блок, посвященный Великой Отечественной войне. Но здесь самое интересное и ценное – не фильмы или исторические передачи (их, естественно – в избытке), а… стихи. Ведь памятный день (понедельник) на канале “Культура” проходит своеобразный поэтический марафон: артисты Ю. Соломин, Е. Симонова, А. Петренко, Л. Куравлев, В. Лановой, А. Ташков, А. Домогаров, Гоша Куценко – читают пронзительные военные стихи К. Симонова, А. Твардовского, О. Берггольц, А. Межирова, К. Ваншенкина, Ю. Левитанского… Общеизвестно: факты истории обретают бессмертие, когда становятся содержанием феноменов культуры – в самом деле, чем была бы Отечественная война 1812 года в русской исторической памяти без “Войны и мира”, а оборона Севастополя – без “Севастопольских рассказов”? В этом смысле военная поэзия 1941-1945 гг. – художественный пропуск исторического бытия в вечность…

Исторический аспект в репертуаре предстоящей недели оборачивается и, если можно так сказать, персоналистским ракурсом. И это в высшей степени плодотворно: все-таки история, говоря словами Ф. Энгельса – прежде всего “пересечение миллионов человеческих воль”. Поэтому “бронзовый лик Истории” (слова О. Мандельштама) – это жизнь и характеры тех людей, которые жили в конкретный отрезок “биографии человечества” и создавали неповторимую “ физиономию” этому отрезку… Таких передач и проектов в предстоящие дни – очень много, и на разных каналах. Вот что мы сможем здесь лицезреть: “Георгий Жженов. Агент надежды” (“ТВЦ”, четверг, 10.35), “Станислав Говорухин. Одинокий волк” (там же, воскресенье, 05.25), “Эдита Пьеха. Русский акцент” (“Россия 1”, вторник, 20.10), “Александра Пахмутова. Отвечу за каждую ноту” и “Гений из “шарашки”. Авиаконструктор Бартини” (там же, четверг, в 20.00 и 03.00), “Влад Листьев. Жизнь быстрее пули” (“Первый канал”, вторник, 22.40), “Михаил Булгаков. Великий мистификатор” (там же, воскресенье, 23.20), “Елена Образцова. Люблю в последний раз” (“41 канал”, среда, 03.25), “Джуна. Последнее предсказание” (там же, четверг, 02.20), “Джордж Байрон” и “Владимир Бехтерев. Взгляд из будущего” (“Культура”, четверг, в 12.30 и 17.55), “Без скидок на возраст. Борис Бабочкин”, “Мудрец из Чухломы. Иван Озеров”, “Евгений Леонов” и “Агриппина Стеклова” (там же, пятница, в 14. 15,17. 55, 20. 35 и 22. 35), “Георгий Данелия. Между вымыслом и реальностью” и “Евгений Евстигнеев. Евсти-ГЕНИЙ” (вновь “Культура”, суббота, в 16.15 и 18.35); наконец, и опять на “Культуре” – “Лилиан Гиш” (воскресенье, 12.00). Что ни имя – то эпоха, будь то судьбы актеров и певиц, великих литераторов и легендарной женщины-экстрасенса, гения из Чухломы (И. Озеров был поистине ренессансной личностью: финансист, экономист, писатель, специалист по городскому планированию) и трагического героя перестроечной журналистики, величайшего русского мэтра медицины, в чью жизнь зловеще ворвалась тоталитарная политика (В. Бехтерев был ликвидирован после того, как поставил страшные диагнозы: у Ленина – сифилис мозга, у Сталина – паранойя) – и кинозвезды Голливуда, чей творческий путь продолжался рекордные 75 лет (этот рекорд Лилиан Гиш – едва ли не самый уникальный для истории “фабрики грез”)… И еще один “персоналистский” проект: “Йозеф Геббельс. Жернова пропаганды” (“Че”, пятница, 01.30), Эту страницу истории также необходимо знать и помнить – ибо наш враг в 1941-1945 гг. был силен не только оружием, но и интеллектом. И доктор Геббельс – чудовищное олицетворение недюжинного таланта, поставленного на службу злу (что можно придумать ужаснее, нежели это?). Но ведь и его судьба – не уникальна для ХХ века: сколько мы видели по-настоящему талантливых людей, сознательно и осмысленно “продавших душу дьяволу”, выбравших стезю булгаковского Берлиоза?.. И еще: история “величия и падения” Геббельса очень важна и актуальна сегодня – хотя бы для того, чтобы вновь не попасть в завораживающую паутину растлевающей тотальной лжи, не стать жертвой сводящей с ума зомбирующей пропаганды…

“Биографический” уклон проявляется в репертуаре недели и еще в одной “вариации” (на сей раз – от “Культуры”): это мини-цикл “Больше, чем любовь”. Он и Она перед лицом истории – и любовь, меняющая мир… Таковы фильмы и передачи “Петр и Вера Лещенко” (вторник, 21.15), “Габриэль Гарсия Маркес и Мерседес Барга Пардо” (среда, 21.15), “Донатас Банионис и Она Бабенене” (четверг, 21.15) и особенно “Генрих и Анна. Любовь, изменившая историю” (вторник – среда, 22. 40). В последнем случае речь идет об английском короле Генрихе VIII и его второй жене Анне Болейн (всего у этого короля было 8 жен!). Этот головокружительный роман имел поистине глобальные последствия: разрыв короля с Ватиканом, принятие в Британии англиканской церкви как государственной, мощные социальные возмущения, начало капиталистического развития, жутковатая практика огораживаний, казнь упрямого в своих убеждениях гуманиста Томаса Мора и… казнь самой Анны Болейн, обвиненной в супружеской измене. А ее дочери, будущей великой королеве Елизавете Тюдор, предстояло изменить европейскую и мировую историю, сделать свою страну мировой морской державой…

В программе недели есть и еще две заслуживающие внимания “репертуарные изюминки”, также сканирующие между полюсами “историческое” и “художественное”. Во-первых, это получивший заслуженную известность фильм Лассе Халльстрема “АББА” (“Первый канал”, суббота, 23.00), ставший культовым в глазах поклонников легендарной шведской группы. Нет смысла рассказывать сюжет ленты – его, как такового нет; все вертится вокруг миссии диджея Эшли Уоллиса, стремящегося получить интервью у культового шведско-норвежского квартета. Главные герои ленты – конечно, они: Агнета, Бьерн, Бенни и Аннефрид. И, прежде всего – их бессмертные песни, звучащие на фоне потрясающей по красоте природы Скандинавии...

А во-вторых, это еще одна передача из цикла “Искатели”: “Кто ты, Иван Болотников?” (“Культура”, пятница, 01.55). Здесь История оборачивается великой Загадкой – ибо Иван Исаевич Болотников, вроде бы хрестоматийный “школьный” персонаж эпохи Смуты, на самом деле явился едва ли не самой таинственной личностью за всю русскую средневековую историю. Согласно “канонической” биографии Болотникова, он был “холопом” – но это ничего не открывает нам, поскольку тогда в холопах (то есть, рабах) хаживали личности до князей включительно (время было такое!). Да и был Болотников холопом не простым, а “служилым” – а это совсем иная социальная категория: в такую “прослойку” люди шли сами, сознательно, чтобы “служить саблей” и после смерти хозяина получить немалую долю собственности последнего (этих людей называли еще “холуями”!). И “крестьянская война под предводительством Болотникова” – никакая не крестьянская, а самая что ни на есть гражданская: в армиях повстанцев массово сражались бояре и дворяне, а львиная доля комбатантов Ивана Исаевича вообще состояла из запорожцев – то есть подданных Речи Посполитой! Наконец, “с вичем”, по имени-отчеству тогда величали только князей и бояр: не потому ли Болотникова после его поражения “почтили” ослеплением – казнью, испокон веков применявшейся на Руси исключительно к проигравшим членам рода Рюриковичей? А убили его вообще исподтишка, тайно (сбросили в полынью) – его, мятежника против царской власти! Что стоит за всем этим? Загадки, вопросы, гипотезы…