9 июня 2016 г.

Суворов Дмитрий Владимирович

кандидат культурологии, лауреат премии им. Бажова

ЭПИДЕМИЯ ОДОБРЯЕМОГО ВАНДАЛИЗМА


Признаюсь, в этот раз меня одолевали сомнения, стоит ли браться за перо по данному поводу. Просто уже по-человечески надоело реагировать на выходки откровенных недоумков. Но – приходится. Потому что недоумки – в наступлении. Потому что “если ты не будешь заниматься проблемой, проблема займется тобой”. И еще – чтобы, как говорил герой братьев Стругацких, “не умножать энтропию”…

…Продолжается “порнографическое шоу” под названием “Российская попса против мировой культуры”. Не успел Юрий Лоза прославиться на всю Русь Святую, облив помоями “Лед Цепеллин” и “Роллинг Стоунз”, как к нему на подмогу помчалась “артиллерия более крупного калибра” – Олег Газманов. Последний, желая поддержать своего опозорившегося коллегу (над которым только ленивый не смеялся в Интернете!), подхватил инициативу и решил не мелочиться – выбрал мишенью своего наезда ни больше, ни меньше, как “Битлз”! Согласно реакции любимого певца российских военкоматов, “сделанного в СССР”, легендарные “жуки” – очень плохие музыканты и певцы: вот так… А сам Юрий Лоза – видимо, ощутив необычайный прилив творческих сил после газмановского “подкрепления” – вошел в раж и “пошел на штурм Измаила”: теперь уже он замахнулся на… Моцарта и Россини! Если верить автору злополучного “Маленького плота”, оба великих классика – и гений венского классицизма, и “Европы баловень, Орфей” – создали в жизни путного буквально две-три вещи, а все остальное – “самоповторы” (буквально так). Что ж, это смело… Понравилось, запомнилось, душа требует продолжения банкета – и вот уже художник Никас Сафронов высказался о мэтре постимпрессионизма Поле Гогене: “Обычный акварелист. Совершенно проходные картины с бесформенными бабами. Там у цыганки на одном рисунке ладонь больше головы. Тяп-ляп. Главное – продать. Тьфу!”. Дарья Донцова сделала “фи” в адрес Агаты Кристи (“человек предсказуемый, и писатель предсказуемый”), а Дмитрий Харатьян снисходительно пожурил Аль Пачино (“Творчеством даже не пахнет. Мистер Хрипотца!”). Не забыть бы и недавних “винительных падежей” в адрес Мадонны со стороны славной певицы Валерии! Теперь, видимо, надо ждать презрительных сентенций от Ани Семенович насчет уродства женских персонажей картин Ботичелли и Джорджоне…

Даже на фоне всего абсурдизма и мерзости сегодняшней жизни – такое выглядит “срывом предохранителя”. И требует осмысления – тем более, что никаких членораздельных отповедей от “властителей духа” на эту омерзительную шариковщину пока не последовало (а последовать – должно было!). Хотя бы потому, что на сей раз объектами глумления выбраны фигуры уже совершенно культовые. Пока “ругались” над звездными рок-группами – это еще как-то можно было понять и объяснить, хотя бы элементарной завистью и желанием пропиариться (хотя и это отвратительно!). Но когда забрасывают грязью Моцарта, Россини и Гогена – тут уже все названные причины не работают, тут дело обстоит многократно серьезнее. И еще: раньше такие хулиганские эскапады можно было услышать разве что от невоспитанных самоутверждающихся тинэйджеров (типа “не понимаю я вашу классику и не хочу понимать”), и реакция на это была соответствующая. Но Газманов, Лоза, Харатьян и Донцова – не сопливые пэтэушные подростки, с них совсем другой спрос. Уже не говоря о том, что многие из участников сего “нечистого анекдотца” (как сказал бы Пушкин) – персоналии, известные своей сугубо официозной позицией: Лоза, к примеру, постоянно заявляет о своей “особой любви к православию”; про Газманова и Валерию вообще можно ничего не говорить – и так все ясно… В общем, как у Марины Цветаевой: “И все-таки что ж это было? Чего так хочется и жаль?”

Начать следует с того, что лежит на поверхности. Во-первых, масштаб личности и дарования у любого из перечисленных “геростратов” на много порядков ниже, нежели у мишеней их остроумия – и сразу вспоминаются беспощадные слова О. Бальзака: “Нет ничего страшней, чем та война, которую ведет посредственность против таланта”. Во-вторых, никуда не денешься от бьющей в глаза детали – откровенного, даже лобового антизападного уклона всей акции. Если хотя бы один “объект критики” принадлежал к отечественной культурной традиции! Вот была бы потеха, если кто-нибудь из наших “ниспровергателей” заявил бы что-нибудь в духе: Лев Толстой пишет рублеными фразами, Шаляпин петь не умел (сплошные придыхания!), Андрей Рублев ужасно примитивен (даже трехмерную композицию сделать не способен!), у Чайковского – сплошные банальности, а “Черный квадрат” может нарисовать любой ученик младших классов (кстати, именно так в свое время заявил Илья Глазунов!). Но ничего подобного не наблюдается, все без исключения “мальчики для битья” – “маде ин оттуда”. И это исключает любую возможность случайности в содержательном подборе “от Лозы и Газманова”: мы фактически имеем дело с хорошо выстроенной псевдопатриотической акцией “отрицания низкопоклонства перед Западом” со стороны “проверенных идеологических кадров”. А учитывая одновременность демаршей и полное отсутствие какой-либо реакции “сверху” на нее, можно предположить и отсутствие спонтанности в происходящем.

Кстати, в связи со случившимся, на память приходит свободно выложенная в “паутине” газетная вырезка с инструкцией “для служебного пользования” от 10 января 1985 года, выпущенной ЦК ВЛКСМ Украинской ССР. Там перечисляются западные персоналии и группы, содержание чьих композиций должно быть оценено как “враждебное”. В этом списке – “Секс Пистолз” (насилие), “Б-52” (насилие), “Кисс” (неофашизм), Хулио Иглесиас (неофашизм), “Блэк Саббат” (религиозное мракобесие), Элис Купер (вандализм), “Назарет” (садизм), “Пинк Флойд” (извращение советской политики), Тина Тернер (секс), Донна Саммер (эротизм), “Кенед Хит” (гомосексуализм). Формулировки – изумительные (особенно применительно к Хулио Иглесиасу!), но разве ничего не напоминает в нашей нынешней истории? Разница – даже немного в пользу советского “идейного” маразма: в СССР, по крайней мере, “давили на идеологию”, не пытались обвинять западных мастеров в эстетической и профессиональной некачественности…

Но и это еще не вся правда в нашем деле. А вся истина о совершаемом – открывается в вердикте, вынесенном философом Игорем Яковенко: “Одни улучшают мир, меняют его в сторону прогресса и увеличения порядка, другие – в сторону хаоса, ухудшают его. Первое требует большого труда и времени. Второе удается довольно легко и быстро, а часто происходит вообще само собой. Закон роста энтропии, меры хаоса. Катиться вниз легко, карабкаться в гору трудно…Игра на понижение идет на всех полях российского социума. В политике и экономике, в науке, культуре и журналистике. Зачем? Ведь это не может быть случайностью. Зачем целенаправленно наращивать энтропию и понижать уровень во всем, до чего можно дотянуться? Человек, которого зовут Юрий Лоза, утверждает, что Моцарт и Россини на 80% повторяли себя, то есть занимались самоплагиатом. Этот же Юрий Лоза заявляет, что Роллинг Стоунз – не профессионалы, что у них “нет слуха”, и вообще “они играют мимо нот”. Проблема в том, что Юрий Лоза и такие как он хорошо чувствуют те настроения, которые идут сверху. И понимают: вот сейчас можно! Можно, сбросив с парохода современности чуждых нам Моцарта, Россини, а также уже прямо враждебных Роллинг Стоунов, занять их место, и тем самым резко повысить свой статус, превратившись из шансонного певца в классика. …Но самые главные враги нынешних друзей хаоса – таблица умножения и законы логики. Культура не меньший враг хаоса, чем наука. Не случайно девизом платоновской Академии были слова: “Не геометр да не войдет!”, что отсекало участие невежд и препятствовало понижению уровня диалога, который был основой обучения… Энтропия, хаос и безудержная игра на понижение возможны только в том случае, если система изолирована”. Вот здесь – добавить нечего. Кроме, пожалуй, одного, классического: “Если звезды зажигают – значит, это кому-нибудь нужно”. В монологе философа – и рецепт лечения: не оставлять “систему изолированной”. Проще говоря – почаще вспоминать, кто есть Моцарт и кто есть Газманов.