22 февраля 2016 г.

Суворов Дмитрий Владимирович

кандидат культурологии, лауреат премии им. Бажова

И БЬЮ Я ЖИДОВ, И СПАСАЮ РОССИЮ…


Новость из Государственной Думы: Елена Мизулина, депутат от фракции “Единая Россия”, предложила еврейским общинам покинуть Россию. Также Мизулина сообщила, что в современной Российской Федерации евреям “не сильно рады”. В связи с этим скандальная чиновница решила поспособствовать эмиграции этой этнической группы из России в Израиль. В частности – выдавать им подъемные суммы и… медали “За освобождение России” (!). Мизулина добавила, что у евреев есть своя страна, куда им и следует отправиться. Свою антисемитскую позицию неоднозначная (мягко говоря!) “народная избранница” объяснила так: “В 1968 году Владислав Гомулка (руководитель коммунистической Польской Народной республики – Д. С.) предложил польским евреям – которым Израиль дороже, чем Польша – покинуть Польшу, что они и сделали. Это привело к значительному оздоровлению морально-политического климата в стране. Сегодня евреи России занимают непомерно большую роль в СМИ, бизнесе, руководстве. Любой еврей, где бы он ни работал, все равно смотрит в сторону Израиля и не может быть патриотом России” – считает депутатствующая дама. “Мы должны сказать евреям – у вас есть своя страна. Езжайте туда и оставьте нас. А мы тут как-нибудь сами разберемся”. По мнению Мизулиной, этнические чистки оздоровят морально-политический климат российского государства.

Это сообщение, как и следовало ожидать, вызвало бурю – слишком уж одиозны такие заявления, слишком уж они вызывают нехорошие параллели с теорией и практикой Третьего рейха (так сказать, “окончательное решение еврейского вопроса” на новорусский манер)… Сама Мизулина поспешила откреститься от таковой информации – заявив, что подобных предложений она якобы никогда не делала. По словам депутата, автором “шутки” был некий израильско-украинский литератор (имени которого депутат не сообщила), который, по словам Мизулиной, “на протяжении последних недель поднимает популярность своего личного блога, публикуя фейковые новости обо мне”. Впрочем, официального опровержения на парламентском уровне пока не последовало – чего бы очень хотелось, учитывая невероятную болезненность и скандальность поднятой темы... Собственно, Мизулина – в определенной степени жертва самой себя. Ее одиозные высказывание в думских стенах стали такой “притчей во языцех”, что в онлайн-пространстве появилось огромное количество “фейков”, приписывающих ей уже совсем откровенный бред (вроде запрета орального секса или полного запрещения всякого “интима” в Крыму). Но винить здесь приходится только себя: достаточно сказать, что до сих пор в Интернете ходит петиция на предмет проверки психического здоровья Елены Мизулиной – после ее стопроцентно реальных и задокументированных инициатив по тому или иному ограничению свободы высказываний в онлайн (гарантированных, к слову, российской Конституцией!). Так что в том, почему депутат стала своеобразным “фольклорным персонажем Интернета” – вопрос надо задавать исключительно собственному изображению в зеркале. (Так и подмывает процитировать Леонида Филатова: “Я фольклорный элемент, у меня есть документ”…)

Важно другое. Уже неоднократно высказывалась мысль, что нарастающая подобно “девятому валу” клоунада думцев, афиширование депутатами все более и более идиотских и вызывающих инициатив – связаны с предстоящими осенью выборами: так народные избранники “пиарятся” перед “электоратом”, чтобы их получше заметили и запомнили… Сама тональность и содержательный уклон таких заявлений в Думе – стопроцентно в русле господствующей сегодня в российском официозе “ретроспективно-запретительной” парадигмы, установки на реанимацию наиболее одиозных черт советского и имперского прошлого. С интересами народа и страны все это не имеет ни малейшей связи (даже абсолютно наоборот!); напротив, населению России данные самоубийственные установки навязываются методами самого неприкрытого и злокачественного зомбирования. Но… как бы ни были депутаты обуяны гордыней самовозвеличения – но перед выборами все-таки хотя бы частично необходимо “попасть в струю”, уловить какие-то “психологические колебания”, созвучные настроению “человека-массы” (по общеизвестному определению Х. Ортеги-и-Гассета). Как ни трагично, но именно в случае с “евреями, которым не рады” – Мизулиной, похоже, это удалось.

…Я работаю педагогом более 20 лет, постоянно общаюсь с молодежью – той самой социальной группой, которая (просто в силу возрастных особенностей) наиболее выпукло репрезентирует доминирующие общественные настроения. И свидетельствую: в этой среде антисемитские взгляды –угрожающе велики. Притом, что в массе своей – учащиеся ни разу в жизни не видели ни одного живого еврея (или не знали о том, что их собеседник – еврей)… Мотивы юдофобии – самые что ни на есть убийственные: полное и тотальное отсутствие любой информации об интересующем народе (по всем правилам психологии мгновенно заполняемое слухами и мифами). Точно по строкам Высоцкого: “Им кровушки надо – они по запарке замучили, гады, слона в зоопарке! Украли, я знаю, они у народа весь хлеб урожая минувшего года! По Курской, Казанской железной дороге настроили дачи – живут там, как боги…”. Не подумайте, что преувеличиваю! Вся матрица современного молодежного (и не только) антисемитизма – просто “по нотам” песни Владимира Семеновича: “они”-де хитрые, жадные, везде пролезут, везде займут теплые местечки, и вообще они Россию продали и с разными “америкосами” заодно… На практике это может проявляться, например, так: на уроке истории идет рассказ про Ивана Калиту (конкретно, про его общеизвестную аферу с ярлыками в Золотой Орде – за которую он, собственно, и получил свое прозвище) – и вдруг ученики спрашивают: “А Калита – еврей?”. ??? Ну, поясняют “цветы жизни”, это же евреи всегда любят деньги и жульничают, им палец в рот не клади… И ведь совершенно ясно, что дети не сами это придумали – они “с божественной непосредственностью юности” (слова А. Солженицына) впитывают и “ретранслируют” то, что слышат в семье и собственном социальном окружении (и как бы еще и не в школе!). То есть это – сигналы огромного общественного значения и огромной социально-политической опасности. И еще: подобное отношение к евреям идеально совпадает с восторжествовавшей сегодня в России ксенофобией (по которой мы, согласно данным социологии – “впереди планеты всей”), воспроизводимой неприязнью к “иному”. Там, где ненавидят “пиндосов”, “либерастов”, “хачиков”, “чурок” и “укропов” – всегда найдется место и для ненависти к “жидам” (вернее, именно она займет первое место!). Но надо помнить: Холокост (и все аналогичные трагедии) начинались именно с таковой обывательской неприязни, и становились логическим завершением последней.

И еще бросается в глаза аргумент, очень популярный в СССР: “они” никогда не будут патриотами России! Логически можно привести миллион аргументов против этого тезиса. Вспомнить петровского дипломата П. Шафирова, верой и правдой служившего Отечеству; братьев Рубинштейнов, основавших первые в России консерватории; великого И. Левитана, идеально воплотившего в своих полотнах душу России; вспомнить Пастернака и Мандельштама, Антокольского и Сашу Черного, Бабеля и Каверина, Володина и Шнитке, Давида Ойстраха и Леонида Когана, архитектора Бориса Иофана и академика Юлия Харитона, изобретателя легендарной “катюши” Г. Лангемака и патриарха советской зенитной ракетной техники Льва Люльева; вспомнить советских военачальников-евреев в годы Великой Отечественной войны (скажем, маршала Родиона Малиновского); вспомнить советский период отечественной культуры, где чуть ли не каждый второй гений был евреем… Только разве услышат эти аргументы “юдофобы из народа” (да и депутаты тоже)? Данная установка – иррациональная, а это не лечится (или лечится уже чем-то в духе весны 1945 года!). Вновь все точно по Высоцкому: “Зачем мне считаться шпаной и бандитом – не лучше ль податься мне в антисемиты? На их стороне хоть и нету законов – поддержка и энтузиазм миллионов”…