9 января 2016 г.

Суворов Дмитрий Владимирович

кандидат культурологии, лауреат премии им. Бажова

КАК НАСЧЁТ НОВОГО ИЗБИЕНИЯ МЛАДЕНЦЕВ?


Приходится вновь писать о делах церковных. Просто потому, что иначе “камни возопиют”.

Митрополит Омский и Таврический Владимир, участвуя в передаче на телеканале “Благовест”, сделал в прямом эфире (28 декабря прошедшего года) заявление, вызвавшее более чем бурные обсуждения у всех неравнодушных. Василий Иким (мирское имя митрополита) проинформировал и собравшихся в студии, и телезрителей об опасности зачатия в пост – по его данным, дети, логично родившиеся после такого зачатия, почти на три четверти шизофреники (70%) и потенциальные суицидники (те же 70%). “Дети, зачатые во время поста – из них 70 процентов шизофреники, из них большинство также самоубийцы. Из них экстрасенсы рождаются, из таких детей” – рассказал священнослужитель (!). Откуда взята такая ошеломительная статистика – митрополит не сообщает, туманно закругляя вопросы такого толка словами “медициной доказывается” и напирая на тот очевидный факт, что никакой родитель не желал бы себе нездорового (особенно – психически) потомства. Но, тем не менее, никаких фактических доказательств им приведено не было (владыка ссылался – без указания конкретики – на статью кандидата медицинских наук Н. М. Маркова “Размышление о посте”). Более того: митрополит безапелляционно заявил о том, что в “неправильно зачатых” детей вселяется бес.

Вот это уже – из разряда “переход в стадию идиотизма”. Не случайно омская епархия поспешила (в весьма сдержанном тоне) дезавуировать заявления собственного церковного главы. Психиатр протоиерей Владимир Новицкий, в частности, высказался предельно завуалировано, но совершенно определенно по смыслу: “Поститься свободно, а не под страхом родить больного ребенка”. Омскому клиру не позавидуешь: с одной стороны, выступать против собственного руководителя рискованно, с другой… и вот тут-то начинается самое интересное.

Вот информация для осмысления. Количество постных дней в году в православии – от 178 до 212 в зависимости от дня празднования Пасхи и соответственно более или менее продолжительного поста святого апостола Петра и Павла. Получается, что практически постными днями в году является каждый второй день. В православной церкви существуют посты однодневные, многодневные и евхаристический (литургический) пост. Петров пост (святых апостолов Петра и Павла) начинается через неделю после праздника Святой Пятидесятницы и продолжается до 12 июля. Этот пост установлен в честь проповеднических трудов и мученической кончины апостолов. Успенский пост (установлен в честь Успения Божией Матери) – с 14 по 28 августа. Рождественский пост – с 28 ноября по 7 января. Великий (предпасхальный) пост – порядка 40 дней. Практически постные дни в данной системе координат занимают более полугода.

Вывод: в каждом российском выводке, рожденном с 25 марта по 12 апреля, 14 по 28 мая, с 14 августа по 7 октября и т. д. – сидит по бесу. Таким образом, большая половина россиян никто иной, как бесы! Это сказал действующий митрополит Русской православной церкви со ссылкой на пресловутую “медицину”. Как там насчет нового избиения младенцев?.. Между прочим, один остроумный человек в Фейсбуке уже ехидно заметил: учитывая зодиакальную принадлежность Президента России (конкретно – Весы), весьма велика вероятность зачатия последнего в Рождественский пост…

А теперь – главное: в догматике православия никаких четко фиксированных запретов на интимную жизнь в пост – нет! Церковь призывает в постные дни к “благочестивому поведению” – и все! Кстати, само понятие “благочестия” – также весьма вариабельно… Отсюда – логический вывод: слова митрополита Владимира есть просто “богословское мнение” (имеется такое обтекаемое понятие в теологии). И оно может быть правильным или неправильным. А чтобы определиться в сей коллизии – сделаем небольшой интеллектуальный экскурс.

Буквально на днях, выступая на канале “Спас” перед молодежной аудиторией, патриарх Кирилл (Гундяев) рассказал интересную и поучительную историю – хорошо знакомую любому специалисту по раннему христианству. Во II веке нашей эры в Александрии жил и работал выдающийся раннехристианский философ Ориген. Согласно популярной легенде, он оскопил себя, чтобы полностью отрешиться от “плотского” и жить только “духовным” (достоверно эта легенда не подтверждена). В редакции патриарха Кирилла, за это его осудила церковь, и якобы именно этот поступок стал непреодолимым препятствием для причисления Оригена к лику святых… Патриарх, мягко говоря, дезинформировал слушателей: во-первых, Оригена осудили (даже анафемствовали) не за самооскопление, а за богословские труды, сочтенные еретическими; во-вторых, многие апологеты раннего христианства калечили себя – и их потом преспокойно канонизировали (предлагаю перечитать житие св. Симеона Столпника). Но здесь интересен аргумент: человек, решивший радикально порвать с “плотью” – выступает не с христианских позиций! И это абсолютно верно – ибо в Евангелии нет ничего даже отдаленно похожего на крайний аскетизм. Напротив: если кто запамятовал, свое первое чудо Христос сотворил на свадебном пиру в Кане Галилейской (превратил воду в вино). То есть – собственным присутствием одобрил и благословил союз между мужчиной и женщиной: вряд ли надо пояснять, что любой свадебный обряд – это театрализованный ритуал, призванный узаконить интимные отношения между брачующимися… Не случайно именно этот эпизод в РПЦ обязательно читают во время церемонии церковного брака! А отрицание телесного начала в пользу “духа” (то, что в философии называется “спиритуализм”) – это концепция великого древнегреческого мыслителя Платона и его последователей-неоплатоников (Плотин, Прокл, Порфирий, Ямвлих). Платон и неоплатоники даже сожалели, что вообще обладают телом – поскольку от него-де одни беды (болезни, похоть, старение, смерть): как было бы хорошо жить как ангелы – единым духом… Эта “экстремистская” позиция существенно повлияла на формирующуюся христианскую церковь, и следов тому – множество: практика монашества, обязательный целибат (безбрачие) у любого католического духовенства… И все-таки – это не евангельский идеал, и в церкви об этом прекрасно известно! Уже не говоря о том, что именно эту установку довели до крайних форм маргиналы раннего христианства – гностики и манихеи: они утверждали, что сексуальность (как и вся “посюсторонняя” жизнь) – от сатаны, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Пикантная подробность: в средние века еретиков вычисляли как раз по отношению человека к интиму! Скажем, девушку спрашивали, как она относится к сексу; и если ответ был в духе “что вы, это же грешно!” – инквизиция сразу же выносила соответствующий вердикт. Ибо именно крайняя сексофобия была характерна для бесчисленных модификаций средневековых ересей, восходивших к манихейству – альбигойцев, вальденсов, флагеллантов, фратичелл, алумбрадос и иже с ними… А христианская платформа в данном вопросе афористически выражена в известной максиме протопопа Аввакума: “Честен брак – и ложе не грешно”.

Вот, собственно, и все, что следует знать о “богословском мнении” митрополита Омского и Таврического. Кроме, пожалуй, одного – и это самый болезненный аспект нынешнего разговора. Работая со студентами, могу констатировать: в молодежной среде отчуждение от церкви растет буквально в геометрической прогрессии. Такого не было даже в советские годы: там было либо равнодушие (от незнания), либо даже возраставший пытливый интерес. Сегодня – не то, и причина тому – “медвежьи” инициативы типа описанной. Причем все предсказуемо до запятых: никому не понравится, когда его попытаются насильно тащить в махровую архаику (причем, как мы сейчас убедились – имеющую мало общего с настоящей религиозностью!)… И возникает вопрос: понимают ли нынешние “ревнители благочестия”, в какую яму они толкают собственную паству, да и всю церковь в придачу?