7 октября 2016 г.

Суворов Дмитрий Владимирович

кандидат культурологии, лауреат премии им. Бажова

КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКАЯ РОССЫПЬ


“Кинематографическая россыпь” – вот что нас ждет на предстоящей неделе. Сразу на нескольких каналах нашему вниманию будет представлен впечатляющий ряд фильмов, обладающих высокими художественными достоинствами (и при этом – не часто жалующих нас своим экранным “посещением”).

Рекордный “урожай” на сей раз собрала “Звезда”: “...И другие официальные лица” (понедельник, 01.45), “Баллада о Беринге и его друзьях” (там же, 03.30), “Печки-лавочки” (среда, 03.30), “Начальник Чукотки” (четверг, 00. 00), “Его звали Роберт” (пятница, 02.20), “Старые стены” (там же, 04.00), “Ох уж эта Настя!” (воскресенье, 06.00), “Проверка на дорогах” (там же, 01.00). Каждый из этих советских фильмов – невероятно интересен, и не только эстетическим качеством, но и остротой поставленных проблем (для своего времени – весьма и весьма смелых!). “...И другие официальные лица”, лента Семена Ароновича 1976 года – довольно нестандартная для советского кино история заключения “официальными лицами” торговой сделки с американской фирмой, на которую накладывается совсем уже “крамольная” для искусства СССР линия личных отношений “ответственного товарища” Константина Иванова (В. Тихонов) с собственной сотрудницей Инной (Ирина Мирошниченко). “Баллада о Беринге и его друзьях”, снятая в 1970 году Юрием Швыревым, впечатляет не только “визуализацией” интереснейшего и “мало распиаренного” эпизода российской истории XVIII века, не только участием целого отряда ярких артистических индивидуальностей (Карлис Себрис, Игорь Ледогоров, Юрий Назаров, Вия Артмане, Олег Басилашвили, Валентин Никулин, Георгий Милляр), но и сурово-“экспрессионистский” палитрой стилистики, нетипичным для советского кино “безнаркозным” драматизмом. “Печки-лавочки” (1972 г.) – без преувеличения, шедевральный фильм о русском национальном характере, который режиссер и исполнитель главной роли Василий Шукшин считал лучшей своей работой. Не отстает по качеству и созданный на грани “сюра” “Начальник Чукотки” Виталия Мельникова: здесь авторы ленты дерзнули снять картину о “героях революции” в стилистике современной скоморошины, заставив зрителя смеяться над “правильными” персонажами (и именно этот фильм спровоцировал появление в позднесоветском фольклоре знаменитой гомерической серии анекдотов о чукчах)… “Его звали Роберт” Ильи Ольшвангера (1967 г.) – интереснейший пример советской кинофантастики, поднимающей далеко не элементарные нравственные проблемы и в то же время решенной в ярком комедийном ключе (Олег Стриженов в роли двух персонажей – робота Роберта и его создателя, ученого Сергея – создает образы, сделавшие бы честь Голливуду!). В золотой фонд кино СССР вошел и фильм Виктора Трегубовича “Старые стены” (получивший Государственную премию имени братьев Васильевых): этот один из лучших образцов отечественного психологического кино. А лента Юрия Победоносцева “Ох уж эта Настя!” для 1971 года – натуральное “диссидентство”, поскольку именно в этой, внешне “благополучной” картине впервые в советском кинематографе были подняты “больные вопросы” травматических взаимоотношений талантливого юного индивида и травящего его конформистского коллектива. Это именно та “закваска”, из которой впоследствии родятся такие, несравненно более драматичные образцы, как “Розыгрыш” и “Чучело”… Наконец, “Проверка на дорогах”, режиссерский дебют Алексей Германа – супергениальный и абсолютно “крамольный” (даже сегодня!) фильм, пролежавший “на полке” 15 лет, ставящий перед зрителем страшные в своей обнаженной реалистичности этические проблемы вокруг “запретных” тем Великой Отечественной войны – пленные, “изменники Родины”, гримасы партизанского движения, проблемы экзистенциального выбора человека в нечеловеческих условиях…

Другие каналы добавляют свои краски в столь блистательно начерченную “радугу”. “Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо” Ст. Говорухина (“ТВЦ”, суббота, 09.40) – качественная и нестандартная экранизация бессмертного романа Даниэля Дефо, где главную роль исполняет совершенно неожиданный в этом амплуа Л. Куравлев. “Приключенческая” линия продолжается и в картине “Остров сокровищ” Евгения Фридмана (“РЕН-ТВ”, суббота, 01.00) – бережно сохраняющей оригинальную ауру романа Р. Стивенсона (сочетающего романтику и антиромантическое развенчание трафаретной “флибустьерской” тематики), украшенный прекрасной музыкой А. Рыбникова и мастерской игрой маститого Бориса Андреева в роли Сильвера. Свежую нотку вносит и еще одна экранизация – “Азазель” Александра Адабашьяна по одноименному роману Б. Акунина (“ТВ-3”, суббота, 12.30), запоминающаяся, помимо всего прочего, опять-таки нестандартным образом обаятельной и мудрой “злой волшебницы” леди Эстер (Марина Неелова). “Криминальная тематика” представлена и в изящно снятой ленте Виталия Москаленко “Китайский сервиз” (“НТВ”, воскресенье, 22.40) – своего рода “ретро-ремейке” современных “ментовских” картин на “дореволюционном” материале… “Импортный” оттенок привносят в ретроспективу лента “Васаби” французского режиссера Жерара Кравчика, с блистательно-брутальным Жаном Рено, крушащим непобедимую доселе “якудзу” ради спасения своей, только что обретенной японской дочери (“СТС”, воскресенье, 19.15). А также “чумовая” комедийная дилогия француза Клода Зиди “Шарло” в Испании” и “Сумасшедшие на стадионе”, являющаяся, по сути, блестяще сделанным рекламным “проспектом” знаменитой поп-группы “Шарло” (“Че”, суббота, 08.00). Зарубежную часть ретроспективы удачно дополняет монуметнальный костюмный эпос Ридли Скотта “Царство небесное”, переносящее нас в эпоху Третьего крестового похода (“Первый канал”, суббота, 00.45). И еще – классический голливудский “Взрыв из прошлого”, высококлассный и умный блокбастер от Хью Уилсона, где современную вариацию об Адаме и Еве разыгрывают с экрана блистательные Брендан Фрэйзер и Алисия Сильверстоун (“ТНТ”, четверг, 21.00).

На “родную почву” нас возвращает пронзительный и глубокомысленный фильм Александра Митты “Гори, гори, моя звезда” (“Обл-ТВ”, воскресенье, 02.20). Это притча о пути интеллигента в годы, когда, по горестному выражению М. Булгакова, “падают царства”. Молодой режиссер Владимир Искремас (псевдоним от слов “Искусство – революционным массам”), получивший напутствие в творческую жизнь от самой великой Комиссаржевской, бросается в самую пучину российского братоубийства – и оказывается в водовороте событий, когда в маленьком провинциальном городке власть меняется по три раза за неделю (белые, зеленые, красные); когда жизнь человека обесценивается до катастрофических величин (душераздирающая сцена расстрела казаками местного художника-самоучки Феди – только потому, что станичники неправильно поняли приказ), когда стратегия выживания диктует императив предельного конформизма, когда у каждой враждующей стороны декларируется своя правда (причем в следующей словесной упаковке: “Пришел час свободы – кто шевельнется, пуля в лоб!”). И в этой, предельно “расчеловеченной” обстановке – Искремас (прекрасная актерская роль молодого О. Табакова)не только самоотверженно пытается творить новое искусство, но и находит в себе силы не потерять собственное “я”, обрести свою позицию “на баррикадах”. И, в последних кадрах фильма – погибнуть, спасая от пули озлобленного повстанца безнадежно влюбленную в него юную украинскую девчонку Христю (Е. Проклова)…

И, в завершении – едва ли не самая жестокая и беспощадная лента всей подборки: “Кодекс бесчестия” Всеволода Шиловского (“5 канал”, среда, 02.45). Картина о последних месяцах существования СССР, когда обвал немыслимых ранее событий вокруг ГКЧП высвечивает всю ужасающую бездну моральной “аннигиляции” власть предержащих – готовых ради “удержания на плаву” переступить через любую кровь и любые человеческие и Божеские законы. Это та самая нравственная бездна, в которую вскоре рухнет страна, погребая под своими обломками правых и виноватых, “чистых” и “нечистых” – да и разница между ними к моменту катастрофы оказывается стерта…