5 марта 2016 г.

Суворов Дмитрий Владимирович

кандидат культурологии, лауреат премии им. Бажова

СУЩНОСТЬ МИРА – МУЗЫКА


“Сущностью мира” считал музыку Артур Шопенгауэр; он видел в музыке катарсис, который очищает всю грязь, накопленную в мире... В предстоящую неделю на ТВ будут править бал музыкальные фильмы – или игровые картины, в которых музыка (говоря словами философа) приобретает “статус абсолютного суверенитета”.

Петербургская “Культура” открывает ретроспективу: здесь – сразу два мировых шедевра, задающие высокий тон всему содержанию теленедели. Прежде всего, разумеется, это – художественный фильм “Иисус Христос – суперзвезда” (вторник, 22.40). Та самая культовая рок-опера блистательного планетарного маэстро Эндрю Ллойда Уэббера, воплощенная на экране канадским режиссером Норманом Джуисоном в 1973 году. Гениальная музыка прославленного британского композитора сегодня настолько сжилась с сюжетом и библейской проблематикой, что уже стало традицией иллюстрировать ей видеоряды Израиля – а ведь в момент премьеры она вызвала “смятение чувств” и яростные протесты религиозных ортодоксов. “Иисус Христос мессия – да! Иисус Христос суперстар – нет!” – с такими транспарантами выходили на акции неприятия сочинения традиционалисты по всему католическому миру. Но… последовала энциклика тогдашнего папы Павла VI – одного из умнейших и мудрых лидеров того времени. Церковь может протестовать лишь в случае присутствия в сюжете оперы откровенной ереси (отступления от официального вероучения) – сообщал римский понтифик. Если же этого не наблюдается (а в опере Уэббера по данной части “все чисто”) – то больше никаких претензий Ватикан иметь не собирается. Стилистика же конкретного сочинения (в частности, использование элементов рок-музыки) – вещь абсолютно допустимая: в Библии на сию тему никаких конкретных указаний нет… Прекрасный пример умного поведения священнослужителя, поучиться бы… И – протесты мгновенно смолкли, и опера начала свое триумфальное шествие по планете… Постановка Н. Джуисона – столь же впечатляюща, как и музыка: в постановку режиссер добавляет и собственного актуализированного видения вечной библейской трагедии. Выжженная земля Палестины – и римские легионеры держат в руках автоматы, по пустыне ползет похожий на черепаху танк, в небе барражируют смертоносные птицы-истребители… Мы смотрим коллизию 33 года от Рождества Христова – и воочию видим страшные приметы очередной арабо-израильской войны! И главные герои – до боли “посюсторонни”: чернокожий Иуда (Карл Андерсон) – человек “потерянного поколения”, имеющий мужество сомневаться в “вечных истинах” (и предательство свое свершающий как самоубийственный эксперимент – ради понимания того, что есть истина и что есть ложь!). Фанатичный апостол Симон Зелот (Лэрри Т. Маршалл) – ни дать ни взять, как древний Че Гевара, захлебывающийся от энтузиазма адепт радикального движения, какого-нибудь тогдашнего “Светлого пути”… Первосвященник Каифа (Боб Бингэм) – плоть от плоти современного политика, прикрывающего “патриотизмом” липкий страх за собственное благосостояние. Гротескный, почти опереточный Ирод (Джош Мостел) – само воплощение сегодняшнего зажравшегося обывателя, живущего “брюхом” и глумливо высмеивающего “дух”… И сам Иисус (Тед Нили) – трагический персонаж в духе Толстого, Ганди или Мартина Лютера Кинга; яростный борец за истину, страдающий за все человечество – и с ужасом понимающий, что фатально опередил свое несовершенное время (даже его апостолы – и те понимают все плоско материально или примитивно политически!). Рядом с ним – только страстная и безответная Мария Магдалина (Ивонн Эллимэн): она ничего не может изменить – но она может безнадежно и самоотверженно любить его, любить – страдая от того, что ей не дано простого женского счастья…

Второй же проект от “Культуры”, который также ни в коем случае нельзя пропустить – мини-опера “Антиформалистический раек” Д. Шостаковича, в исполнении камерного хора Московской консерватории под руководством дирижера Бориса Тевлина (понедельник, 02.30). У этого необычайного сочинения – своя драматическая предыстория. Как известно, в 1948 году Шостакович (вместе с группой других гениальных композиторов) подвергся “партийной проработке” со стороны Сталина и А. Жданова – переросшей в омерзительную “всесоюзную” травлю: композитора изгнали из консерватории, лишили средств к существованию, объявили “антинародным формалистом”; музыка Шостаковича перестала звучать, а для того, чтобы ее прослушать – требовалось письменное разрешение обкома партии (!!!)… Композитор всерьез подумывал о самоубийстве – но выстоял и впоследствии ответил на этот удар: ответил – “Антиформалистическим райком”. Это сочинение – беспрецедентно даже для Шостаковича, всегда отличавшегося творческой смелостью и склонностью к разящей иронии. Оно написано как ремейк на “Раек” М. Мусоргского (также бывшего едкой сатирой на художественных ретроградов) – но здесь объектами издевки становятся сами Сталин и Жданов с их приспешниками, и они фактически названы своими именами! Более того: в тексте сочинения (написанного самим Шостаковичем) присутствует множество предельно узнаваемых элементов: так, “товарищ Единицын” говорит с грузинским акцентом, употребляет эпитет “антинародные композиторы” (узнаваемое выражение “Кобы”) и охарактеризован цитатой песни “Сулико” (к которой был неравнодушен Сталин). “Товарищ Двойкин” использует в речи прилагательное “изящный” – прямая цитата из выступления Жданова в 1948 году. Под “товарищем Тройкиным” понимается какой-нибудь безликий “представитель Советской власти”, имя ему легион: он говорит косноязычно, путает ударение в фамилии “Римский-Корсаков”. В финале все участники “райка” с энтузиазмом поют: “Ну, а если буржуазные идеи кто-нибудь воспримет надолго, тех будем мы сажать и в лагеря усиленного типа помещать!”. Остается только добавить, что при жизни композитора эта опера никогда не была исполнена – и прозвучала впервые в 1989 году, через 14 лет после его смерти, в прекрасном городе Вашингтоне…

На других программах – также целый “хит-парад” прекрасных музыкальных фильмов: “Собака на сене” (“5 канал”, понедельник, 10.10) и “Берегите женщин” (там же, четверг, 00.00), с получившими всенародную популярность саундтреками Г. Гладкова и Ю. Антонова. Классика отечественного и зарубежного водевиля в не требующих комментарий лентах “Сватовство гусара” и “Соломенная шляпка” (“Россия 1”, понедельник, в 00.35 и 03.25). Классическая “Метель” В. Басова по одноименной пушкинской повести, с бессмертной музыкой Г. Свиридова (там же, пятница, 23.00). Один из лучших образцов советской оперетты – “Свадьба в Малиновке” Б. Александрова, музыкальная комедия режиссера А. Тутышкина, участием в которой почтил зрителя великолепный Николай Сличенко (“ТВЦ”, понедельник, 12.50). Еще один классический образец музыкальной комедии – “Крепостная актриса” Романа Тихомирова, экранизация знаменитой “Холопки” А. Стрельникова (“Культура”, понедельник, 16.35). И еще три ленты, формально не относящиеся к “музыкальным” – но в которых музыка берет на себя огромную долю образно-эмоциональной нагрузки. “Разные судьбы” Леонида Лукова: кульминацией фильма здесь стала история поздней любви пожилого композитора к юной циничной девице, а “эмблемой” – пронзительный лирический романс Никиты Богословского “Отчего же ты не встретилась” (“ТВЦ”, вторник. 12.55). По-бунински лиричная и опасно откровенная для советского экрана картина Андрея Смирнова “Осень” (“Культура”, пятница, 21.05); притча об отнюдь не платонической страсти мужчины и женщины, уже переживших не одну “личную катастрофу” – психология ленты передана посредством очень интимного видеоряда и столь же психологичной музыки А. Шнитке. И – смешная и грустная одновременно комедия Е. Ташкова “Приходите завтра”, где сыграла свою лучшую в жизни роль Екатерина Савинова (“Первый канал”, вторник, 10.10). Фильм о сибирской девчонке, приехавшей в Москву, чтобы стать певицей – и ставшей ей, несмотря на все “объективные” и “субъективные” препятствия; фильм о подлинном и ложном в искусстве и любви, об искусах “легкого пути” и всесокрушающей силе таланта…