16 ноября 2016 г.

Суворов Дмитрий Владимирович

кандидат культурологии, лауреат премии им. Бажова

СВЕТИТЬ ВСЕГДА, СВЕТИТЬ ВЕЗДЕ…


“Светить всегда, светить везде” – так, как известно, формировал свое творческое кредо Маяковский. На предстоящих днях телевидение знакомит нас с жизнью и творчеством нескольких великих людей, составивших славу и гордость духовной культуры России.

…“Городские легенды: Москва. Сухаревская площадь” (“ТВ-3”, вторник, 05.30). Когда юный царь Петр начал собирать потешное войско, под его знамена встал “недоросль” Яков Брюс. Его дед, потомок шотландских королей, в середине XVII века оставил родину, охваченную огнем Великой английской революции, и отправился искать счастья в далекую Московию... Яков Вилимович Брюс был на два с лишним года старше “царя-плотника” – и в то время, когда Петр с юношеским азартом предавался под Москвой “марсовым потехам”, Яков уже вполне познал тяготы и смертельные опасности настоящего ратного дела. Вместе с Петром Брюс воевал под Азовом. Когда Петр в составе Великого посольства отправился за границу, Яков в 1697 году прибыл к нему в Амстердам. Брюс привез составленную им карту земель от Москвы до Малой Азии, которую намеревался отпечатать за границей. Потомок королей – и русский граф, политик, дипломат и военный, инженер, топограф, естествоиспытатель, математик, создатель российской артиллерии, астроном, астролог… О широте познаний и интересов Брюса говорит собранная им богатейшая научно-техническая библиотека, насчитывавшая полторы тысячи томов. Старинные манускрипты древних ученых, переводы и подлинники, 233 книги по физико-математическим наукам, 116 – по медицине, 71 – по географии и геологии, более 90 томов по военным дисциплинам, а также поэзия и астрономия, труды по истории, генеалогии и геральдике, философии и лингвистике, биологии и художественным ремеслам, домоводству, садоводству, кулинарии, пиротехнике и… тайноведению. Библиотека Якова Брюса была одной из лучших и самых ценных в России: свое собрание он завещал Петербургской Академии наук. Брюс реформирует русскую армию и возглавляет артиллерию, руководит крупнейшими военными операциями, в том числе – в знаменитом сражении под Полтавой в 1709. Петр назвал одержанную победу триумфом российской артиллерии и наградил Брюса высшей государственной наградой – орденом Св. апостола Андрея Первозванного. Мирный договор со Швецией, положивший в 1721 году конец Северной войне, также было доверено подписать Я. Брюсу. Член-корреспондент нескольких европейских академий, член Сената, Берг- и Мануфактур-коллегий, один из “отцов-основателей” Российской академии наук, друг Исаака Ньютона, составитель русско-голландского и голландско-русского словарей, автор первого российского учебника по геометрии – да было ли дело, к которому не прикоснулся гений этого поразительного “московского шотландца”? А в народе его считали чернокнижником и колдуном – потому что в Сухаревой башне Брюс организовал химическую лабораторию и ставил опыты (вызывавшие ужас у тогдашних москвичей). Про Брюса ходило множество городских легенд – в том числе и такая: он-де “варит” в колбе любовницу и тайком от жены развлекается с ней (там же, в Сухаревой!); когда же супруга пытается застать “колдуна” на месте преступления – он преспокойно сливает разлучницу обратно в колбу… А еще – не одно столетие гуляет по Москве предание о таинственной “черной книге”, которую Брюс якобы спрятал в подземельях Сухаревой башни и в которой скрыты “тайны всесильного знания”…

…Документальный фильм “Планета “Ключевский” (“Культура”, вторник, 16.00). Речь идет об одном из величайших сынов нашего Отечества – классическом историке Василии Осиповиче Ключевском. Жизненный путь – типичен и “эксклюзивен” одновременно для поразительного времени Великих реформ Александра II. Сын сельского священника из Пензенской губернии – и, преодолев немыслимые материальные и сословные трудности, юный попович оканчивает историко-филологический факультет Московского университета, защищает новаторскую диссертацию “Сказания иностранцев о Московском государстве”. Потом – работа в лучших вузах Москвы и Санкт-Петербурга, громкая слава лучшего лектора научного мира России, участие в политической деятельности (на платформе, близкой кадетской партии), почетное место в истории не только науки, но и русской литературы (после блестящего цикла лекций в журнале “Русская мысль”), дружба в многими великими деятелями искусства (например, с Шаляпиным, которому Ключевский помогал в работе над ролью Бориса Годунова)… И – научные труды, навсегда закрепившие за Ключевским статус абсолютного классика: “Церковь по отношению к умственному развитию древней Руси, “Боярская дума древней Руси”, “Происхождение крепостного права в России”, “Русская история: Полный курс лекций”, “Добрые люди древней Руси”, “Характеристика царя Ивана Грозного”, “Царь Алексей Михайлович”, “Жизнь Петра Великого до начала Северной войны”…

И еще один “исторический” неигровой фильм от “Культуры”: “Граф истории Карамзин” (среда, 16.05). Вряд ли надо представлять Николая Михайловича Карамзина – настолько велик его вклад в отечественную культуру. Блестяще одаренный писатель и поэт, один из родоначальников российского литературного сентиментализма, автор культового, буквально перевернувшего российскую словесность романа “Бедная Лиза”. Карамзин – известный в начале XIX века общественный и политический деятель, столп нарождающегося российского консерватизма. В области литературного языка Карамзин – настоящий смелый реформатор, который ввел в русский язык множество новых слов – как неологизмов (“благотворительность”, “влюбленность”, “вольнодумство”, “достопримечательность”, “ответственность”, “подозрительность”, “промышленность”, “утонченность”, “первоклассный”, “человечный”) так и “варваризмов”, иностранных заимствований (“тротуар”, “кучер”). Карамзин целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики (вызывая ярость ретроградов), приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка. Наконец, “История государства Российского” – великий классический труд, справедливо квалифицированный А. Пушкиным как научный подвиг…

Наконец, два сюжета на “музыкальную тему”. Документальный фильм “Контрапункт его жизни. Сергей Танеев” (“Культура”, пятница, 12.20) – повествование о жизненном и творческом пути одного из самых выдающихся (и, к сожалению, “не распиаренных”) композиторов Серебряного века. Сергей Иванович Танеев – “русский Бах”, ученик П. Чайковского, “музыкальная совесть Москвы”, человек редких нравственных достоинств, музыкально-общественный деятель, педагог, пианист, первый в России крупный ученый-музыковед… И – композитор, привнесший в русскую музыку совершенно новые для нее черты: интеллектуализм, пристрастие к старинным полифоническим формам и жанрам (баховская традиция!), стремление воплотить в музыке высокие философско-этические концепции. Это было непривычно, это даже вызывало нарекание в излишнем академизме – но это было новое и знаменательное слово в палитре русской классической музыки… А на “НТВ”, в понедельник, в 03.05 – фильм Татьяны Митковой “Олег Лундстрем. Жизнь в стиле джаз”. Повествование о блистательном советском и российском музыканте со шведскими корнями, прожившим жизнь в четырех государствах (родился в 1916 году в колчаковской Чите, жил во Франции, в 1832 году вернулся в СССР, умер в 2005 году в постсоветской России). Своей стезей Лундстрем выбрал едва ли не самую трудную дорогу для “советского музыканта” – служение музе джаза: вряд ли стоит напоминать, что это американское по происхождению искусство, огульно названное М. Горьким “музыкой для толстых”, в СССР подвергалось шельмованию, а подчас и откровенно преследовалось. Но Лундстрем совершил невозможное: он создал отечественный вариант джазового музицирования – и тем навсегда завоевал сердца слушателей. И не только в Советском Союзе: свидетельством тому стали почетные награды его оркестра на фестивалях “Джаз Джембори 72” в Варшаве, “Прага-78” и “Прага-86”, “София-86”, “Джаз в Дюктауне-88” в Нидерландах, фестиваль искусств СССР в Индии (1988), “Гренобль-90” во Франции, фестиваль памяти Дюка Эллингтона в Вашингтоне, США (1991), фестиваль биг-бэндов “Иматра-92” в Финляндии, международный джазовый фестиваль в Санта-Барбаре (США, 1998). Оркестр Лундстрема стал самым “долгоиграющим” в мире, что зафиксировано в российской Книге рекордов Гиннесса…