30 ноября 2016 г.

Суворов Дмитрий Владимирович

кандидат культурологии, лауреат премии им. Бажова

ВЕЧНАЯ МУЗЫКА И ТАЙНЫ ИСТОРИИ


“Вечная музыка и тайны истории” – так можно сформулировать генеральную матрицу, по которой группируются самые интересные телепроекты предстоящей недели.

Музыкальные проекты – большей частью на “Культуре”. “А. Чайковский. Симфония № 4. Победе посвящается…” (понедельник, 12.20), “ХVII Международный телевизионный конкурс юных музыкантов “Щелкунчик”. II тур. Духовые и ударные инструменты” (понедельник, 17.15), “Любимые арии. Поет Хибла Герзмава” (понедельник, 00.30), “Торжественное закрытие XVII Международного телевизионного конкурса юных музыкантов “Щелкунчик”” (вторник, 19.10), “С. Слонимский. Сюита из музыки балета “Волшебный орех”. Симфония № 29” (вторник, 01.25), “Александр Сладковский и Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан. Сергей Прокофьев. Симфония № 3” (среда, 17.30), “Л. Бетховен. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Борис Березовский и Национальный филармонический оркестр России” (среда, 01.25), “Массимо Кварта, Юрий Башмет и камерный ансамбль “Солисты Москвы” (четверг, 17.30), “П. И. Чайковский. Скрипичные соло из балетов “Спящая красавица” и “Лебединое озеро” (четверг, 01.25), “Большая опера – 2016” (пятница, 17.20), “Романтика романса. От романса до босановы” (суббота, 18.25), “Гала-концерт Кристине Ополайс и Йонас Кауфман в Бостоне Дирижер Андрис Нельсонс (воскресенье, 21.45). Здесь самое интересное – 3-я симфония С. Прокофьева и ретроспектива сочинений С. Слонимского. С последним мне посчастливилось быть лично знакомым в годы моего обучения в Ленинградской государственной консерватории им. Н. Римского-Корсакова, где Слонимский был одним из моих профессоров. Блестящий педагог, великолепный эрудит в области мировой музыкальной культуры, истинный интеллигент (причем весьма строгий, бескомпромиссный в следовании собственным художественным и образовательным идеалам) – и прекрасный композитор, один из столпов ленинградской композиторской школы… А 3-я симфония Прокофьева – произведение, стоящее в творчестве корифея русского Серебряного века особняком (и достаточно редко исполняемое у нас): сурово-трагическое сочинение (тематически связанное с написанной композитором в то же время оперой “Огненный ангел” по роману В. Брюсова), созданное в эстетике экспрессионизма – “искусства крика”… В этом же ряду первоклассных музыкальных телепроектов – “Лучшие концерты мировых звезд “Deep Purple. Live in Verona” (“Екатеринбург-ТВ”, пятница – суббота, соответственно в 22.00 и 23.00).

Теперь – о “тайнах истории”. Документальный фильм “Георгий Плеханов. Отвергнутый пророк” (“Культура”, пятница, 12.10). Судьба этого человека – одна из самых поразительных и в то же время трагических страниц в политической и культурной истории России. Революционер, начинавший в рядах народничества, один из лидеров группировки “Черный передел” – и затем переживший политическую и духовную трансформацию, порвавший с народниками и перешедший на марксистские позиции. Глава и вождь русских марксистов, основатель первой русской марксистской организации “освобождение труда”, переводчик “Капитала” К. Маркса, наследник и продолжатель энгельсовской традиции, блестящий философ и историк, непререкаемый авторитет среди формирующейся Российской социал-демократической рабочей партии (РДСРП) – казалось бы, Плеханову суждено было стать творцом новой политической реальности (а, может быть – и “отцом-основателем” новой России!). Но… на II съезде РДСРП происходит раскол партии на “большевиков” и “меньшевиков”; первых возглавляет стремительно “набирающий очки” Ленин, вторых – Плеханов. Меньшевики отстаивают европейский вариант марксизма (тот самый, который ляжет в основу всех современных социал-демократических и социалистических партий Запада), ленинская группировка строит “орден меченосцев” для тоталитарного будущего… Так был обозначен абрис противостояния Плеханова и Ленина – а Ильич никогда не прощал никому из своих оппонентов. Теперь большевики будут шельмовать Плеханова, его имя станет “вражеским” – а после прихода Ленина к власти “революционные матросы” проведут в его доме такой обыск, который натурально сократит жизнь старому “мэтру”, сведет его в могилу. Но и этого мало: в сталинские годы одно упоминание о Плеханове могло стать “плацкартой в ГУЛАГ”… А сегодня мы заново открываем для себя плехановское наследие – и понимаем страшную правоту прогнозов великого мыслителя…

Сразу несколько сюжетов – на “Звезде”. Два документальных фильма о знаменитых советских летчиках: “Николай Гастелло. Полет в вечность” (понедельник, 22.25) и “Амет-Хан Султан” (вторник, 19.20). У последнего – невероятная и очень “советская” судьба: сын лакца и крымской татарки, летчик-ас Великой Отечественной (30 побед, последняя – в небе Берлина), один из самых известных пилотов-испытателей послевоенного времени (погиб во время очередного полета 1 февраля 1971 года) – трагический свидетель кровавой депортации крымско-татарского народа в 1944 году (этот эпизод стал сюжетом недавно снятого художественного фильма “Хайтарма”): семью самого Амет-Хана спасло то, что из отец был родом из Дагестана… А легендарный Гастелло? Его самоубийственный подвиг тысячекратно описан, попал во все учебники и в героическую мифологию той войны – но в последнее время появилось достаточно много материалов. ставящих под сомнение “каноническую” версию. Во-первых, самолет, на котором совершил свой последний полет Гастелло, был бомбардировщиком – следовательно, на нем был не один, а несколько пилотов. И их имена удалось установить: Александр Спиридонович Маслов и Григорий Васильевич Реутов (в 1996 году указом Президента РФ Б. Ельцина обоим было посмертно присвоено звание Героев Российской Федерации). Значит, “авторами” самоубийственного тарана были все трое? Или Гастелло стал “советским камикадзе”, не спросив мнения товарищей? Кроме того, есть сомнения и по поводу того, что этот таран был сознательным (может, самолет просто рухнул на немецкую технику?) и даже были ли этот таран вообще! Тем более, что все информаторы, якобы рассказавшие о случившемся, вскоре погибли на фронтах…

А еще, и также на “Звезде” – документальный сериал “Линия Сталина”: “Бетономания”, “Стратегия и тактика”, “Трагедия Минского укрепленного района” и “Полоцкий рубеж” (понедельник – четверг, все – в 18.30). Все, что связано с “Линией Сталина” (так, как известно, называли пояс укреплений, созданный в 30-е гг. в глубине советской территории по разработкам Д. Карбышева) – одна из самых страшных и жгучих тайн советского периода. Фантасмагорическая история о том, как ценой огромных материальных и финансовых усилий (и руками зэков) сначала построили практически неприступную фортификационную линию, обеспечили ее первоклассным вооружением, а затем, после “пакта Молотова – Риббентропа” сначала разоружили, а после и частично взорвали ее – многократно описана, но до сих пор не получила членораздельного научного объяснения. Тем более, что впоследствии, уже совсем накануне войны, и опять-таки под руководством Карбышева, на новой советской границе (на отторгнутых у Польши территориях) была построена гораздо более слабая “линия Молотова” – и она не смогла сдержать смертоносный рывок вермахта, а от “линии Сталина” к тому времени остались только разрозненные укрепленные узлы, не могущие сыграть той роли, для какой эта линия создавалась. Хотя даже те самые отдельные укрепрайоны – стали основой эффективного сопротивления советских войск (например, Киевский и Одесский укрепрайоны)… И напоследок – лента “Брежнев против Хрущева. Удар в спину” (“ТВЦ”, четверг, 23.05). История одного из самых таинственных и колоритных “дворцовых переворотов” российского политического бытия – переворота, за которым оказались безвозвратно утрачены последние иллюзии возможности свободного развития страны; “подковерной схватки”, за которой последовали “эпоха застоя”, стагнация и переход к необратимой энтропии СССР…