7 апреля 2016 г.

Суворов Дмитрий Владимирович

кандидат культурологии, лауреат премии им. Бажова

ВЕЛИЧИЕ ДУХА, ПЕРЕШАГИВАЮЩЕГО ГРАНИЦЫ


Умерла Заха Хадид. Ушла “в заоблачный плёс” великая женщина, гениальный архитектор и дизайнер современности, самая влиятельная фигура в своей области за последние четверть века, классик деконструктивистского направления в зодчестве. Командор ордена Британской империи; первая в истории женщина-архитектор, награжденная Притцкеровской премией (архитектурный аналог Нобелевской премии). Стилистика человеческой кончины – банальна до вульгарности: Заха прилетела в Майами, чтобы лечиться от бронхита – и вдруг сердечный приступ, и нет человека…

Ее биография – уникальна. Она родилась 31 октября 1950 года в Багдаде, столице Ирака, в семье промышленника, одного из основателей Национальной Демократической партии Ирака, представителя ориентированной на Запад крупной буржуазии. Ирак в то время был совершенно не похож на нынешний фонтанирующий кровью полигон для экстремистов всех мастей: в Багдад приезжали архитекторы с мировыми именами, по их проектам строились музеи и университеты. Отец Захи получил хорошее европейское образование в Лондонской Школе Экономики, и по возвращении на родину стал одним из основателей партии, выступавшей за модернизацию Ирака. Благодаря его любви и поддержке Заха смогла реализовать себя, взойдя на вершину архитектурного Олимпа и заняв там место, соответствующее ее таланту, трудолюбию и целеустремленности. Заха Хадид никогда не носила паранджу и, в отличие от остального населения страны, имела возможность свободно ездить по миру.

Существует несколько версий того, почему Заха решила стать архитектором. В одном из своих многочисленных интервью она рассказывала, как однажды родители взяли ее с собой на прогулку к древним шумерским руинам, и, находясь под впечатлением от уведенного, она решила, что сама будет строить удивительные, ни на что не похожие дома. В другом интервью Заха вспоминала, как увидела в журнале фотографии с выставки работ великого Фрэнка Ллойда Райта, и спросила родителей, как называют людей, которые строят дома. Родители ответили, что таких людей называют архитекторами, и Заха сказала, что хочет стать архитектором. Окончательное решение пришло к ней в возрасте 11 лет в Лондоне: с тех пор вся ее жизнь была подчинена страстному желанию воплощать свои фантазии в бетоне.

Получив начальное образование во французской монастырской школе в Багдаде, Заха в 1968-ом году покидает Ирак (ее возвращение обратно на родину затянулось более чем на 40 лет). Она едет в Ливан, где изучает математику в Бейрутском Американском университете. Затем ее путь лежит в Лондон, в Архитектурную Ассоциацию, куда она в 22 года поступает в 1972 году и становится ученицей Рема Колхаса – прославленного голландского архитектора и бунтаря. Впоследствии Колхас назовет Заху самой талантливой своей ученицей, а Заха отплатит ему самой желанной наградой для любого учителя – тем, что превзойдет его. В этот период Заха страстно увлекается русским авангардом и в особенности творчеством Казимира Малевича. Дипломная работа Захи так и называлась “Тектоник Малевича” и представляла собой проект обитаемого моста над Темзой. Заха применила оригинальный подход к работе, отказавшись от проекций, и стала использовать живопись как метод проектирования. Получив диплом, Заха начинает работать в бюро OMA под руководством все того же Рема Колхаса, а спустя три года основывает собственную фирму Zaha Hadid Architects, продолжая при этом преподавать в Архитектурной Ассоциации. Заха не устает повторять, что архитектура – это не обслуживающая, а формообразующая дисциплина. В 1983 году ее проект загородного клуба одерживает победу на конкурсе в Гонконге, однако он так и остается нереализованным. С этого момента Заха на долгие годы превращается в “бумажного архитектора”: ее творчеством восхищаются, она получает множество наград, но построить ничего не может: заказчиков пугает сумасшедшая смелость ее проектов… “Черная полоса” ее жизни заканчивается в 90-е годы, когда в моду стремительно вошел деконструктивизм – оригинальное направление в современной архитектуре, основанное на применении в строительной практике идей французского философа-стуктуралиста Жака Деррида, а также идей раннего советского конструктивизма 1920-х гг.: для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложненность, неожиданные и эксцентричные формы, а также подчеркнуто агрессивное вторжение в городскую среду. Отныне Заха Хадид – “идол стиля”, отныне она сама определяет правила игры, а ее удивительные оригинальные здания начинают постепенно менять облик мира, в котором мы живем. Критики уже не называют ее работы безумными и нереалистичными, понимая, что ее уникальный взгляд будет оказывать большое влияние на развитие архитектуры в ХХI веке. Меняется и ее стиль: Заха отходит от “классического” деконструктивизма, в ее работах появляется больше плавных линий и органических форм. Она превращается в одного из самых влиятельных архитекторов нового века – а скоро ее назовут “самой влиятельной”… Ее имя гремело не только в архитектуре: дизайн, живопись и рисунки Захи Хадид многократно презентовались во многих странах, экспонируются в престижнейших музеях мира. Знаком высшего признания стало присуждение Захе Хадид Притцкеровской премии – которое, кстати, прошло в Санкт-Петербурге 31 мая 2004 года, в здании Эрмитажного театра (все логично: сама эта премия была основана выходцем из России Николаем Притцкером, братом известного философа Льва Шестова). Заха Хадид вообще несколько раз приезжала в Россию, выступила с программной лекцией в московском Центральном доме архитектора, проводила мастер-классы…

Она строила по всей планете – в Европе и Америке, Китае и Ближнем Востоке, на Западе и в России. Ее архитектурные проекты потрясают с первого взгляда, они вызывают ассоциации с научной фантастикой, с “городами инопланетян”. Центр Гейдара Алиева в Баку, музей транспорта Риверсайд в Глазго, футбольный стадион в столице Катара, “Золотая станция” метро в Эр-Рияде (Саудовская Аравия), многоцелевой комплекс Beko Masterplan в Белграде, Политехнический университет в Гонконге, Фестивальный комплекс имени Бетховена в Бонне, Международный центр культуры и искусства в Чанша (Китай), “танцующие небоскребы” Signature Towers в Дубае, Олимпийский стадион 2020 в Токио, Павильоны Бернема в Чикаго, Opus Office Tower в Абу-Даби, Национальный музей искусств XXI века в Риме, частная резиденция Сapital Hill Residence в подмосковной Барвихе, дома и отели в Манхэттене, Макао, Стамбуле, на Кипре… Что ни название – то событие в мире художественной культуры, что ни проект – то прорыв в принципиально новую физическую и духовную реальность… Многие работы Захи Хадид – еще в стадии реализации: как это символично – автора уже нет, а ее творчество продолжает преобразовывать нашу планету! Для Захи творчество было способом осмысления и формирования мира. Она говорила: “В эпоху, когда религии и философии оказались бессильны перед глобальными проблемами XXI века, архитектура выходит на первый план как искусство, способное объединить людей и изменить их отношение друг к другу”.

Ее жизнь – это настоящая сага о величии человеческого духа, перешагнувшего границы и религии. О женщине из мусульманского мира, сумевшей преодолеть все преграды – и ставшей классиком мировой культуры. О том, что общечеловеческие ценности – не иллюзия. О том, наконец, что ислам – это не только ИГИЛ или “Боко Харам”, но и такие, как Заха! И даже больше: большевистско-нацистская “онкология” типа ИГИЛ – это вообще не ислам, именем которого “бряцают те, чьи руки нечисты” (по знаменитому вердикту Е. Евтушенко). А настоящее духовное наследие Мухаммеда несут – в том числе и за пределами “своего мира” – такие светочи и бунтари, как писатели Джебран Халиль и Нагиб Махфуз, Фазыл Хюсню Дагларджа и Ирадж Пезешк-зод, Орхан Памук и Ходжи Ахмад Аббас, философы Али Мазруи и Али Абдель Разек, Сейид Хоссейн Наср и Мухаммад Икбал, композиторы Ахмед Аднан Сайгун и Ульви Джемаль Эркин, Джемаль Решид Рей, Хасан Ферид Альнар и Неджиль Казым Аксес, балетмейстеры Камель Уали и Акрам Хан, кинорежиссер Маджид Маджиди. И звездой первой величины в этом списке – она, бессмертная Заха.