7 декабря 2016 г.

Суворов Дмитрий Владимирович

кандидат культурологии, лауреат премии им. Бажова

ВО ВСЁМ ВЕЛИКОЛЕПИИ


На предстоящей неделе – “богатый улов”! Такого великолепия разнообразных и интересных художественных фильмов – уже давно не было на ТВ… Причем представлены они на многих каналах (что также – не система), а венчает всю подборку настоящий шедевр – на сей раз из области театра…

Представленные ленты легко группируются по содержательным критериям. Прежде всего, это полная ретроспектива фильмов режиссера Жана Жиро о жандарме Крюшо, с гениальным Луи де Фюнесом в главной роли (на канале “Че”). “Жандарм из Сен-Тропе”, “Жандарм в Нью-Йорке”, “Жандарм на прогулке” (понедельник, вторник, четверг – все в 16.00), “Жандарм женится” (среда, 16.10), “Жандарм и инопланетяне” (пятница, 11.20) и “Жандарм и жандарметки” (суббота, 09.55). Этот та самая “эпопея”, которая родилась из… инцидента у Луи де Фюнеса с правоохранительными органами в курортном Сен-Тропе: блестящая илллюстрация мысли знаменитого католического философа Жака Маритена о том, что “искусство сотворяет шедевры даже из греха”! Задетый за живое актер инициировал сатирический (на стадии замысла) проект про жандармерию – а в результате получился мировой шедевр комедии, и сам комический мэтр стал любимым персонажем французских жандармов… Настоящий пир “кайфа” для киноманов! Здесь есть все для подлинного наслаждения высшим эстетическим качеством: сшибающий с ног комизм, по-мольеровски виртуозные сюжеты, роскошная визуальная сторона, высший пилотаж игры главного героя (великий комик Фюнес здесь, что называется, превзошел сам себя!), великолепный саундтрек Раймона Лефевра, добродушное (а иногда – и не очень) пародирование различных социальных типов современной Франции – от представителей власти до уморительной монашки за рулем из последнего фильма; даже столь же пародированный элемент фантастики (в ленте об “инопланетянах”). И, конечно – изящный, ненавязчивый, типично французский эстетизированный эротизм, достигающий своей кульминации в последней части “эпопеи”…

Затем нашему вниманию будет явлена интересная череда “ретроспективных” советских лент, некоторые из которых представляют собой чисто “исторический” интерес, а некоторые, напротив – эстетически самоценны. Вот подборка от “Культуры”: “Мы из Кронштадта” (вторник, 13.15), “Поручик Киже” (среда, 13.20), “Волочаевские дни” (пятница, 12.55). Последний фильм, снятый легендарными братьями Васильевыми в роковом 1937 году с явно “агитационной” целью (накануне возможной войны с Японией) – типично сталинское идеологическое “синема”, весьма слабое художественно, но украшенное участием великолепного Льва Свердлина в роли японского полковника Усижимы (именно эта роль задала для актера матрицу исполнения типичных для него “восточных” образов). “Мы из Кронштадта”, снятый Ефимом Дзиганом по сценарию Всеволода Вишневского в 1936 году – фильм, что называется, культовый для своего времени (хот и очень плакатно-прямолинейный – тоже в духе эпохи!”): интересно, что именно в нем впервые прозвучала ставшая впоследствии крылатой фраза “Нас мало, но мы в тельняшках!”. Наконец, “Поручик Киже”, картина Александра Файнциммера по не требующей представлений одноименной повести Юрия Тынянова (1934 г.) – пожалуй, самая яркая лента во всей данной мини-подборке, содержащая мощное сатирическое звучание (выходящее далеко за рамки заданной сюжетом эпохи Павла I). Здесь также стоит отметить ярчайший ансамбль актеров, играющих отрицательные персонажи на предельной высоте шаржированной гиперболы (Павел – Михаил Яншин, адъютант императора – Эраст Гарин, переписчик – Леонид Кмит). К этой “ретроспективной” части репертуара примыкает и прекрасный старый музыкальный фильм “Королева Шантеклера”, снятый испанским режиссером Рафаэлем Хилем в 1962 году “41 канал”, пятница, 00.30). Музыкальная мелодрама, поставленная по мотивам романа писателя Хосе Самора; эмоциональный и “душещипательный” сюжет с аллюзиями из “Кармен” (любовные треугольники, конфликт чувства и долга, измены, самоубийство влюбленного юноши). И – блистательная киноактриса и фолк-певица, настоящая звезда Сара Монтьель в главной роли (музыку написал талантливый испанский композитор Грегорио Гарсия Сегура Хосе Падилья). И еще один фильм в “ретроспективную” копилку, хорошо известный любителям старого кино – “Ко мне, Мухтар!” (“Первый канал”, суббота, 14.10), с Юрием Никулиным в главной роли.

Совсем интересная часть киноподборки – два фильма с “японской” сюжетной спецификой. Это фэнтэзийный драматический боевик режиссера из США Карла Эрика Ринша “47 ронинов” (“ТВ-3”, суббота, 21.15), с Киану Ривзом в главной роли (в ленте снимались японские и американские актеры) – картина по мотивам средневековой японской легенды о 47 ронинах (“осиротевших” самураях), которые, потеряв своего господина, дали клятву отомстить за его гибель, несмотря на то, что их за это ждал смертный приговор… И комедийный боевик “Васаби” (буквально – горчица), авторами которого стала подлинно звездная компания: режиссер – Жерар Кравчик, продюсер – Люк Бессон, исполнитель главной роли эксцентричного и действующего “ковбойскими методами” полицейского Юбера – Жан Рено. Согласно сюжету, главный герой, борющийся с мафией, внезапно узнает о том, что у него в Японии есть юная дочь и ей угрожает “якудза”. Что ж, последняя пожалеет о том, что появилась на свет – грозный Юбер, защищая обретенную дочь, разберется с гангстерами своими “фирменными” ухватками…

Фильмы конца ХХ – начала XXI вв. также представлены интересной и нестандартной подборкой. “Частный детектив, или Операция “Кооперация” (“5 канал”, вторник, 01.55) – представляет нам “позднего” Леонида Гайдая, менее известного, нежели “раннего” (времен легендарных комедий 60-х гг.), но не менее блестящего во всех отношениях. “Сказки... сказки... сказки старого Арбата” (“Культура”, суббота, 10.35) – тонкая и стильная экранизация печальной пьесы Алексея Арбузова, снятая Саввой Кулишем в 1982 году; притча о немного странных гениях, живущих романтическом уголке столицы и творящих красоту… “Чудо” Александра Прошкина, фантасмагорическая история так называемого “стояния Зои”, на самом деле имевшая место в Самаре 31 декабря 1955 года – когда девица, устроившая танцульку с иконой в руках, внезапно была поражена мистическим ступором и не выходила из него 128 дней (“10 канал”, вторник, 03.30). Получивший порядка сорока отечественных и международных призов фильм Александра Велединского “Географ глобус пропил” (по одноименному роману Алексея Иванова), глубокая и проблемная лента о “подлинном” и “неподлинном” существовании человека, одна из лучших российских кинокартин последних лет (“ТНТ”, пятница, 01.00). И еще – красивая и грустная, семейная драматическая сказка-фэнтэзи американца Габора Чупо “Мост в Терабитию” (“4 канал”, суббота, 09.10).

А величественный апофеоз всей ретроспективы – опера Джакомо Пуччини “Тоска”, постановка 2007 года на фестивале в австрийском городе Брегенце (“Культура”, воскресенье, 22.25). Одна из самых культовых опер мирового репертуара, трагическая сага о любви и тирании, перенесенная титулованным немецким режиссером Филиппом Химмельманом из наполеоновской эпохи в ХХ век. Неземные красоты музыки, исключительное качество музыкантов, потрясающее исполнение главных партий “интернациональным трио”: Флория Тоска – примадонна из ФРГ Надя Михаэль, Марио Каварадосси – немецкий певец сербского происхождения Зоран Тодорович, барон Скарпиа – баритон из ЮАР с литовско-еврейско-шотландско-украинскими корнями Гидон Закс. Креативная режиссура, воплощающая сценическое действо на пределе натурализма и сексуальности. И – фантастическая сценография: подмостки на водной глади Боденского озера (куда падают умирающие герои), над сценой – изображение огромного “недремлющего” глаза. То ли загадочный масонский знак, то ли аллегория зловещего “всевидящего ока” спецслужбы, то ли парадоксальный образ Бога как “направленного на тебя взгляда” со страниц философских трудов Жана-Поля Сартра…