16 ноября 2016 г.

Суворов Дмитрий Владимирович

кандидат культурологии, лауреат премии им. Бажова

ЖИВОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ВОЛИ РУССКОГО НАРОДА?


Желаете новость, способную отправить в нокаут? Вот она: в Санкт-Петербурге идет сбор средств на установление памятника… Даниле Багрову. Нет, вы не ошиблись: не артисту Сергею Бодрову-младшему (что было бы понятно и оправдано), а именно сыгранному им одиозному персонажу из знаменитой дилогии А. Балабанова. Причем аналогичная инициатива набирает обороты и в нашем родном Екатеринбурге, на родине создателя фильма… Создатели памятника хотят “зафиксировать художественный образ Данилы как важной вехи отечественной культуры” и “создать символ, который поможет объединить людей”. По мнению организаторов проекта, Данила Багров должен стать символом защиты своей земли и людей. Памятник, как предполагается, будет выполнен из бронзы и изобразит идущего Багрова в бушлате и с рюкзаком на плече. На лице статуи создатели обещают отразить так называемую “багровскую” улыбку. У постамента литыми буквами будет выгравирована надпись: “Я думаю, что сила в правде!”. Проект “Брат Данила”, по заявлению инициаторов проекта, “может поднять целый пласт русской культуры, незаслуженно позабытый, но невероятно актуальный сейчас, в наше сложное время”… И даже так: “Данила Багров – живое воплощение воли русского народа” (!!!)…

Ну что ж, как предлагают разведчики – прочитаем, отложим информацию в корзину, посидим, поразмыслим… Ибо нашему вниманию предложена совершенно извращенная коллизия – обыгрывающая, при этом реальные вещи и даже отсылающая нас к хорошо известным существующим феноменам. Поэтому приглашаю всех к непростому разговору.

…В мире сложилась абсолютно сформировавшаяся традиция установления памятника литературным и кинематографическим персонажам в облике исполнивших их актеров. Вот целый длинный ряд наиболее известных примеров (памятники): мистер Фест (А. Миронов) в Астрахани, капитан Титаренко (Л. Быков) в Киеве, Бальзаминов (Г. Вицин) в Зеленогорске, Глеб Жеглов и Володя Шарапов (В. Высоцкий и В. Конкин) в Киеве, Шура Балаганов (Л. Куравлев) в Бобруйске, шагающий по водам Козодоев (А. Миронов) в Новороссийске, семья Горбунковых (во главе с Ю. Никулиным) в Сочи, Шурик и Лида (А. Демьяненко и Н. Селезнева) в Москве и Краснодаре, Балбес (Ю. Никулин) в Череповце, герои фильма “Офицеры” (А. Покровская, Г. Юматов, В. Лановой) в Москве, “Доцент” (Е. Леонов) также в Москве, Юрий Деточкин (И. Смоктуновский) в Донецке и Самаре, персонажи ленты “Мимино” (В. Кикабидзе, Ф. Мкртчан) в Тбилиси и армянском Дилижане, Ляля “Муля, не нервируй меня” (Ф. Раневская) в Таганроге, неразлучная четверка мушкетеров в Гаскони, монументы пану Володыевскому в Польше (с обликом сыгравшего этот популярнейший образ замечательного артиста Тадеуша Ломницкого). В Пятигорске, у знаменитого “Провала” стоят монументальные фигуры Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова, в которых с легкостью узнаются сыгравшие их у Л. Гайдая Арчил Гомиашвили и Сергей Филиппов… Особенно повезло сногсшибательной троице из “Кавказской пленницы” – Трусу, Балбесу и Бывалому (Г. Вицин, Ю. Никулин, Е. Моргунов): их скульптурные изображения можно увидеть в Перми, Иркутске, Хабаровске, Ереване… А уж скульптурные “портреты” Шерлока Холмса и доктора Ватсона – это уже хрестоматия: они присутствуют в Риге (там монумент – совершенно сюрреалистический!), Лондоне, Эдинбурге, швейцарском Майрингене и даже в японском городе Каруидзава (!). Есть он и в Москве – и там легендарные герои Конана Дойла воплощены в облике Василия Ливанова и Виталия Соломина…

Так что же, Данила Багров органично впишется в этот кондуит? Как говорила героиня Любови Орловой – “Не торопитесь с выводами!”. Если вы внимательно пересмотрите вышеприведенный список – нетрудно сделать логичный вывод: все воплощенные в бронзе и мраморе кинематографические персонажи (с обликом воплотивших их артистов) – “позитивные”, являющиеся персонификацией “доброго начала”. Это либо истинные герои (типа Холмса, капитана Титаренко, мушкетеров или пана Володыевского), либо комедийные образы, вызывающие добродушную улыбку. Даже если в фильме конкретные действующие лица являются как бы “отрицательными” (вроде “Доцента”, Козодоева или культовой гайдаевской троицы) – они не являются носителями зла, они вызывают не только насмешку, но и сочувствие. В конце концов, в родном Екатеринбурге недавно поставили памятник… Гене Букину: это, конечно, в значительной степени дебилизм, но дебилизм хотя бы безобидный – незадачливый персонаж сериала “Счастливы вместе” был вариацией на вечную тему “Иванушки-дурачка”, вызывавшим сочувствие “маленьким человеком”…

Но в случае с Данилой Багровым мы сталкиваемся с совершенно иным, полярно противоположным феноменом! Еще раз подчеркиваю: если бы речь шла об увековечивании Сергея Бодрова-младшего – никаких вопросов не возникало бы по определению, безвременно погибший актер, безусловно, заслуживает благодарной памяти. Но и в Питере, и в “третьей столице” речь ведут именно о монументализации экранного героя – и здесь немедленно возникают вопросы этического порядка.

Кто такой Данила Багров – вернее, в каком образе он предстал перед российским кинозрителем? Внешне, на первый взгляд – этакий постсоветский Робин Гуд, самодеятельный “борец за справедливость”, воплощающий фрейдистскую мечту “человека с улицы” по брутальному возмездию “чужакам”… Сама по себе эта мечта – тоже стопроцентно фашистская, ибо “чужие” воспринимаются не через действия (несправедливость, насилие), а исключительно через изначальный статус, чаще всего понимаемый в расово-этническом плане (“чурки”, “америкосы”, “хохлы”). Но главное, что именно такая содержательная направленность – является для Данилы Багрова стопроцентно определяющей. Он делит мир исключительно по “черно-белому” принципу – на своих и чужих (как классический фашист или большевик). Вся его хваленая “справедливость” – не идет дальше примитивнейшей ксенофобии, чаще всего со зловонным расистским душком. Герой Балабанова утробно ненавидит “ниггеров” за цвет кожи, “хачей” – за форму носа, “хохлов” – за пресловутый “Севастополь” (понимаемый не буквально-географически, а как бы экзистенциально), Европу – за то, что… она Европа, ничего другого и не требуется. И, разумеется, “вашей Америке скоро кирдык”! Плюс – мгновенная, без тормозов, немедленная готовность убивать. Убивать, не рассуждая; убивать не за что-то конкретное (хотя и это аморально), а по тому же ужасающему поляризованному принципу псевдоценностей. И еще – полное отсутствие чего-то похожего на нравственные тормоза, сиюминутная хамская реакция в коммуникации (в том числе – сексуальной). Психологи к этому жутковатому портрету уже далеко не вчера добавили следующие штрихи: психика законченного имбецила, полное отсутствие эмпатии (сочувствия к собеседнику) и внутренней культуры, глубоко запрятанное под маской “крутого мэна” детская самопрезентация и инфантилизм… Как исчерпывающе выразился один из кинокритиков, герой фильма Балабанова “устраивает адское бухалово и трахает все, до чего может дотянуться”…

При этом – кинодилогия о Багрове близка к гениальности! Именно потому, что создатели ленты смогли художественно осмыслить чудовищный социальный феномен и поставить страшнейший диагноз. Но дальше произошло ужасное (чего, как представляется, авторы фильма предвидеть не могли): общественный тип, выведенный как “история болезни”, внезапно оказался “близок народу” и стал восприниматься чуть ли не как идеал! “Гомункулюс без чести и совести” (как назвала персонажа уже цитированная критика) превратился едва ли не в “руководство к действию”, стал одним из самых популярных и цитируемых в России персонажей. Это – диагноз тысячекратно более “летальный”, нежели тот, который был поставлен Балабановым; это – материализованное свидетельство социально-психологической болезни огромных масштабов, фактически – социологическое свидетельство вовсе не виртуальной “фашизации” массового российского сознания. И инициативы по возведения “статУй” экранному гопнику с обрезом – явление именно такого характера. Поэтому рекомендация здесь может быть одна: противиться таким инициативам всеми имеющимися силами. Потому что каждый подобный шаг – это шаг в пропасть.